ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Двое жителей Гумбетовского района Дагестана, пострадавшие от стихийного бедствия в 2006 году, подали исковое заявление в суд о признании незаконным бездействия министерства финансов РФ, которое до сих пор не решило вопрос с возмещением им материального ущерба.
Как говорится в тексте искового заявления, 19 мая 2006 года в селах Мехельта, Килятли, Чирката, Игали Гумбетовского района произошло стихийное гидрологическое явление – сильные ливневые дожди с крупным градом, максимальным диаметром 20-25 мм. В результате ливневых дождей отмечался сход селей, в связи с чем была объявлена чрезвычайная ситуация.
21 мая 2006 года комиссия по ЧС Гумбетовской райадминистрации объявила чрезвычайную ситуацию в селах Мехельта, Килятли, Ингиши, где пострадали десятки домов. Чиновниками был подготовлен материал по оценке ущерба, но как отмечают авторы искового заявления, "дальше дело не продвинулось".
В результате разгула стихии стала невозможна дальнейшая эксплуатация жилых домов, заявляет один из пострадавших, являющийся также истцом по делу, Шайихмагомед Шайихмагомедов.
"В результате паводков, прошедших в мае 2006 года, нам причинен значительный материальный ущерб, и дома, в которых мы проживали, в результате ливневых дождей стали непригодными для проживания", - рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Пострадавший привел данные акта обследования жилого дома в селе Мехельта, разрушенного в результате стихийного бедствия 19 мая 2006 года, датируемого 28 мая 2006 года. "Домовладение Шайихмагомедова Шайихмагомеда Ахмедовича для проживания непригодно, подлежит сносу", - говорится в акте.
Как указывается в акте, аналогичные данные приводятся и в приложении к письму филиала "Ростехинвентаризации" по Дагестану от 15 июня 2006 года.
По оценкам комиссии по ЧС Гумбетовской райадминистрации, материальный ущерб составлял более 7 млн рублей. В связи с этим 26 мая 2006 года комиссия ЧС приняла решение направить подготовленный материал по определению ущерба в республиканскую государственную службу по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (СЧС) Дагестана и ходатайствовать перед правительством РД об оказании финансовой помощи в ликвидации последствий стихии, говорится в тексте официального документа.
После того, как в течение двух лет никто не интересовался ситуацией с пострадавшими от стихийного бедствия, в 2008 году они обратились к СЧС Дагестана по вопросу компенсационных выплат за ущерб, рассказал другой потерпевший Сайгитаг Шайхмагомедов.
"11 марта нам пришел ответ от заместителя начальника ведомства Ш. Хартышева, который сообщил, что материалы по ущербу направлены в федеральные министерства для рассмотрения и принятия решения о выделении из федерального бюджета средств на компенсационные выплаты пострадавшим гражданам", - говорит он.
В ответе указывалось, что федеральными министерствами (МЧС, минфин, минэкономики) решение по вопросу выделения из федерального бюджета средств на компенсационные выплаты пострадавшим гражданам на тот момент еще не было принято.
По словам Шайхмагомедова, федеральные ведомства, на которые ссылались республиканские еще 28 февраля 2008 года, прислали иной официальный ответ, где сообщили, о том, что средства из федерального бюджета были выделены еще в 2006 году.
"Письмом от 28.02.2008г. № 22-1-127 заместитель начальника управления федеральной поддержки территорий (МЧС России) В.М. Лоскутов сообщает, что МЧС России рассматривало представленные правительством РД документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств на выплату материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате указанной стихии", - утверждает потерпевший.
Стихийное бедствие, имевшее место 19 мая 2006 года, затронуло Дагестан и Чечню. В ходе последствий, вызванных ливневыми дождями, пострадавшими только в одном Дагестане было признано 185 человек, проживавших в 32 домовладениях, соответственно, выплаты компенсаций находятся в ответственности федеральных органов власти, говорит адвокат пострадавших Сапият Магомедова.
"Столько времени люди занимались перепиской с органами власти как в Дагестане, так и на федеральном уровне, но получали одни отписки. У двух жителей Гумбетовского района Дагестана нервы не выдержали, и они решили добиться справедливости в суде", - отметила Магомедова.
"Федеральными министерствами (МЧС России, минфин России, минэкономики России) решение по вопросу выделения из федерального бюджета средств на компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате указанных стихийных явлений в мае 2006, не принято", - говорится в письме потерпевшим, датированном 18 мая 2010 года, от заместителя начальника главного управления МЧС России по РД О. Халилова.
"По настоящее время ни я, ни мой односельчанин, как и многие другие пострадавшие не получили причитающиеся компенсационные выплаты за ущерб, причиненный в результате дождевого паводка и селей, разрушивших наши дома. Многие восстановили, отремонтировали жилье, у кого это была возможность это сделать за свой счет. Мы же по настоящее время вынуждены проживать у родственников из-за отсутствия своего жилья и средств на его покупку", - отмечает Шайихмагомедов Шайихмагомед.
"Исковым заявлением, которое было подано 9 июня в Советский суд Махачкалы, мы требуем признать незаконным бездействие министерства финансов РФ, выразившееся в непринятии решения по вопросу выделения средств на компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в результате стихийных явлений в мае 2006 года", - отмечает адвокат Магомедова. Она также пояснила, что в качестве ответчиков гражданского процесса будет привлечено министерство финансов РФ.
"Сумма компенсации согласно иску предъявлена минфину для Шайихмагомедова Шайихмагомеда - 2232000 рублей, для Шайхмагомедова Сайгитага - 1339200 рублей", - пояснила Магомедова.
Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в канцелярии Федерального суда Советского района Махачкалы дата рассмотрения иска еще не назначена.
В министерстве финансов отказались устно комментировать данную ситуацию, сославшись на отсутствие данных по делу.