ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ахл ал-Китаб («Люди Писания»), в Коране - категория людей, занимающих по религиозному признаку промежуточное положение между верующими в Аллаха, мусульманами, и язычниками. К ней относятся, прежде всего, иудеи и христиане, а также сабии. «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран. Сура 2. Аят 62).
Исламовед М.Б.Пиотровский обращает внимание на то, что «неизвестно, что конкретно имеется в виду в Коране под сабиями. Согласно контексту, это должна быть какая-то из иудео-христианских сект. Термин «сабии» толкуется обычно как происходящий от вавилонско-арамейского «крестить». Скорее всего, речь идет о секте, близкой к иракским мандеям (христианам Иоанна Крестителя – прим. "Кавказского узла"), или же прямо о них. Есть предположение, что Коран имеет в виду аравийских ханифов. Комментаторы Корана тоже не знали точно, кто такие «сабии» (Пиотровский М.Б. Ас-Сāби’ȳн // Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», 1991. С.201).
Указанным религиозным общинам были явлены от Аллаха посланники и богооткровенные Писания (ат-Таура –Тора, Забур-Псалмы, Инджил – Евангелие), но они исказили их тексты и заветы Аллаха. В Коране подчеркивается также неравенство «степеней» предшествующих посланников; среди них были и те, которым было отдано предпочтение в отношении полного изложения воли Бога, кто основывал новые направления веры, и те, кто разъяснял учение, уже возвещенное другими. «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». Среди них есть такие, которых Аллах наставил на прямой путь, и такие, которым справедливо предначертано заблуждение» (Коран. Сура16. Аят. 36).
Главным искажением текстов древних священных книг считалось исключение из них упоминания о Мухаммаде и его миссии в качестве последнего пророка. Сутью посланничества Мухаммада в общечеловеческом плане считалось как подтверждение тех основных откровений, с которыми прежние пророки приходили к Ахл аль-Китаб, так и исправление всего того, что они исказили в прежних откровениях. Соответственно, отношение мусульман к «Людям Писания» отличается от их отношений с язычниками.
Представление об Ахл аль-Китаб родилось в период создания Корана из общей концепции тесной связи ислама с иудаизмом и христианством, признающими одного и того же бога. Она поддерживалась ожиданиями Мухаммада того, то иудеи и христиане признают в нем пророка. После начала мусульманских завоеваний терпимость к Ахл аль-Китаб была связана с необходимостью иметь социальную опору на завоеванных территориях, а затем – с необходимостью организовать экономическую и социальную жизнь в странах, где иноверцы составляли большинство населения. С самого начала мусульманских завоеваний в средние века категория Ахл аль-Китаб стала расширяться.
Вопросы взаимоотношений мусульман с Людьми Писания регулируются фикхом. В средние века Ахл аль-Китаб открыто занимались своими религиозными практиками, имели молитвенные дома. Они считались находящимися под особым покровительством мусульманской общины и в этом качестве входили в категорию Ахл аз-Зимма («покровительствуемые»). В связи с Ахл аль-Китаб в фикхе дискутировались вопросы о допустимости строительства для них новых святилищ, о возможности для мусульман есть приготовленную Ахл аль-Китаб пищу, о возможности браков между мусульманами и Ахл аль-Китаб.
«Люди Писания» играли значительную роль – особенно экономическую и интеллектуальную – в средневековом мусульманском обществе. Особенно эта роль была велика на первых этапах его развития, когда иудеи и христиане составляли значительную часть административного аппарата, переводчиков, ремесленников и торговцев Халифата. В Халифате за Ахл аль-Китаб закрепился ряд профессий – например, они занимались запретными для мусульман ростовщичеством и виноделием.
Общее терпимое отношение мусульман к Ахл аль-Китаб, основанное на специальных указаниях Мухаммада и первых халифов не притеснять их, иногда сочеталось с силовым воздействием на их общины. Последнее выражалось в изгнании иудеев и христиан из Хиджаза и части Аравии, в требовании строго соблюдать ограничения в одежде, в способах передвижения, местах жительства и т.п. Однако в целом положение «Людей Писания» в странах ислама было более благоприятным, чем положение иноверцев в странах средневековой Европы. Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, нежели европейских правителей.
Концепция «Людей Писания» давала и дает теоретическую основу для компромисса и мирных отношений между разными цивилизациями.