ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Беженцы из Южной Осетии, которые в августе были выселены из гостиницы "Абхазия" в Тбилиси, где проживали более двадцати лет, требуют пересмотреть вопрос о положенных им денежных компенсациях.
Напомним, что в августе проживавшие в гостинице "Абхазия" в Грузии с начала 90-х годов прошлого века беженцы из Цхинвала были насильно выселены в связи с тем, что ее приобрел частный владелец. Беженцам дают на выбор либо денежную компенсацию в размере 10 тысяч долларов, либо квартиры. Однако размер компенсации и расположение домов, в которых выделяются квартиры, беженцев не устраивают. Кроме того, часть беженцев не попали в базу данных после выселения и готовят иск в суд с требованием выплаты денежной компенсации.
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель "Консервативной партии" Лаша Чхартишвили, согласно соглашению о приватизации гостиницы "Абхазия", копия которого есть у него на руках, "компания "Веладжио", купившая здание за символическую сумму 1 лари, обязалась выплатить беженцам, проживавшим в гостинице, компенсацию в размере 3 млн 985 тысяч долларов".
"В Министерстве по делам беженцев заявляют, что не имеют к этим деньгам никакого отношения, - отмечает он. - На самом деле, это ложь, поскольку компенсацию получили 173 семьи в размере 10 тысяч долларов. Еще семь семей согласились переселиться в Рустави. Таким образом, сумма выплат согласившимся на компенсацию, составила 1 млн 730 тысяч долларов, а жилье для остальных семи семей никак не стоит 2 миллионов лари. Поэтому возникает вопрос: куда делись еще два миллиона?".
На прошлой неделе, 11 ноября, Чхартишвили выступил организатором акции протеста беженцев, собрав некоторых из них перед зданием гостиницы "Абхазия". Участники митинга потребовали, что бы им увеличили сумму компенсации.
"Беженцам выплатили по 10 тысяч лари, но этой суммы не хватит даже на то, чтобы купить однокомнатную квартиру ни в одном из районов Тбилиси", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Лаша Чхартишвили.
Как рассказывают сами беженцы, проживавшие в гостинице, некоторые семьи не получили ни денежной компенсации, ни жилья, поскольку несколько родственных семей объединяли в одну, которая и значилась в списках Министерства по делам вынужденно переселенных лиц, беженцев и расселения.
Жители, пришедшие на митинг к зданию гостиницы, говорили, что им просто некуда идти. "Нам обещали жилье в Рустави. Но, как оказалось, оно еще не было готово к моменту выселения. Нам сказали, что квартира будет готова через три месяца. Но и по сей день она не готова. Мы вынуждены снимать комнату, платим по 350 лари (200 долларов. - Прим. "Кавказского узла") в месяц", - говорит одна из участниц акции.
"Нам обещали по 10 тысяч лари. За эти деньги невозможно купить даже однокомнатную квартиру ни в Тбилиси, ни в регионах. Но и этих 10 тысяч мы не получили: власти объединили две семьи в одну, и дали 10 тысяч. Сейчас я тоже снимаю квартиру за 350 лари, а постоянной работы у меня нет. Как мне платить, и на что жить дальше?", - сетует беженка Ирма.
"Мой брат погиб в этой гостинице — ремонтировал крышу и упал. Вот теперь с племянником — сыном моего брата — живем в гараже. Платим за него 200 лари в месяц", - рассказал беженец из Цхинвала Давид.
Председатель неправительственной организации "Цхинвали будущего" Марина Мешвидишвили поясняет, что при переселении никто не учитывал того, что за 22 года проживания в гостинице количество семей увеличилось.
"За это время у многих выросли дети: те, кому в 1991-м году было 10 лет, сегодня уже взрослые люди, им уже за 30. Многие женились и завели своих детей. Но переписи никто не проводил, и посчитали семьи родителей и семьи их совершеннолетних детей как одну семью", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Мешвидишвили.
70-летняя беженка Жужуна Хачапуридзе проживала со своим мужем, а по соседству жила семья ее брата. В министерстве пожилую женщину включили в семью брата и начислили одну компенсацию на всех. "Я живу сейчас у родственников. Ничего не плачу, но когда меня попросят съехать, я не знаю. Сын у меня погиб в Цхинвале, ему 35 лет было. А после этого и муж вскоре умер, не выдержал. Осталась я одна. Выселили меня из гостиницы и денег никаких не дали", - говорит она.
Как заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" пресс-спикер Министерства по делам беженцев и внутренне переселенных лиц Эка Гулуа, ее ведомство не имело никакого отношения к взаимоотношениям между компанией "Веладжио" и выселенными беженцами. "Веладжио" сама перечислила сумму на лицевые счета беженцев. Таким образом, мы к указанной сумме никакого отношения не имеем", - пояснила она.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в начале августа 2010 года международная правозащитная организация Amnesty Internationa раскритиковала власти Грузии за неспособность обеспечить достойные условия жизни более чем 200 тысячам вынужденных переселенцев из Абхазии и Южной Осетии, которые периодически проводят акции протеста. Беженцы в Грузии уже не раз выражали недовольство по поводу условий проживания.
В свою очередь, власти Грузии рапортуют, что проблемы беженцев в стране решаются. Так, по информации Министерства по делам беженцев и расселению, в 2010 году 22 тысячи семей беженцев в Грузии получили жилплощадь: 10 тысяч человек - собственную жилплощадь в Тбилиси, остальные в регионах страны. В этом году ведомством ведется строительство 32 жилых корпусов в Поти, 10 - в Цхалтубо, 52 - в Батуми.