15:15 / 10.08.2011Абазалиева: в Карачаево-Черкесии особо остро стоит проблема обеспечения детей-сирот жильем

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В аппарат уполномоченного по правам ребенка в Карачаево-Черкесской Республике после назначения на эту должность Ларисы Абазалиевой уже обратилось более 20 человек. Самыми острыми проблемами в Карачаево-Черкесии Абазалиева считает обеспечение детей-сирот жильем и отсутствие учреждений для реабилитации детей-инвалидов.

Напомним, Лариса Абазалиева была утверждена в должности уполномоченного по правам ребенка в Карачаево-Черкесии на сессии Народного собрания КЧР 16 июля.

В настоящее время идет становление аппарата омбудсмена, в то же время, по словам Ларисы Абазалиевой, несмотря на множество имеющихся организационных вопросов, параллельно проводится прием граждан.

"Сейчас мы переживаем все "младенческие болезни становления и роста", необходимо решить ряд задач по формированию штата, финансированию, помещению и так далее. Тем не менее, решая организационные моменты, мы не должны отвлекаться от главной задачи – помогать людям, которые обратились к нам, потому что мы можем упустить из внимания какую-то важную проблему, и тогда уже ничего не вернешь, не исправишь", - рассказала в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Абазалиева.

По ее словам, люди приходят с самыми разными вопросами. "Работа сложна, прежде всего, в психологическом отношении, так как, видя несчастного, брошенного, больного ребенка любой нормальный человек испытывает боль. Некоторые проблемы удается решить сразу, другие требуют времени и усилий, тогда как их надо решать оперативно, поскольку порой бывает так, что люди доведены до крайней степени отчаяния, и нельзя держать их на этой грани, человек может просто сломаться", - говорит омбудсмен.

Сегодня в Карачаево-Черкесии насчитывается 310 детей-сирот, нуждающихся в получении жилья. "В этом году из республиканского бюджета на приобретение жилья детям-сиротам выделено немногим более четырех миллионов. В этом году приобретено три квартиры в Черкесске и одна в Карачаевске. Очередь с каждым годом растет. Это очень актуальная проблема для республики", - говорит уполномоченный по правам ребенка КЧР.

По ее словам, руководство республики пытается привлечь дополнительные средства и решить эту проблему. "Конечно, это проблема общероссийская. Нет региона, где все дети-сироты были бы обеспечены жильем, тем не менее, от этого не легче", - констатирует Абазалиева.

Говоря об отсутствии учреждений для реабилитации детей-инвалидов, она отмечает, что сегодня в Эркин-Шахаре строится такое учреждение: "Однако для того, чтобы завершить строительство, нужны большие средства - 130 миллионов рублей, которых сегодня в республике нет. Я полагаю, что такие вопросы должны решаться на федеральном  уровне".

Она говорит, что в сложных вопросах всегда находит поддержку главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова: "Это человек новой формации, который оперативно реагирует на самые сложные и, казалось бы, неразрешимые проблемы, стоящие перед республикой".

Люди, обратившиеся в аппарат уполномоченного по правам ребенка, отмечают профессионализм и эффективность работы детского омбудсмена.

Асиат Борлакова, одна из многочисленных жильцов многоэтажного дома по ул. Ворошилова города Черкесска, которая обратилась к Абазалиевой, рассказала, что в мае 2010 года в их дворе была обустроена детская площадка, на территории которой позже был установлен гараж.

"Все было замечательно - радость и детям, и мамам, которые не беспокоились по поводу безопасности своих детей. Но радость была недолгой. Нашелся один уверенный в себе человек, который, утверждая, что у него есть разрешение администрации Черкесска, установил гараж на территории детской площадки, уничтожив при этом посаженные силами жильцов клумбы цветов. Весь транспорт стоял у детской площадки. Мы обратились с просьбой повлиять на эту ситуацию к уполномоченному по правам ребенка, так как не собирались молча сидеть и ждать, когда пострадает чей-либо ребенок", - рассказывает Борлакова.

По ее словам, после поступления этой жалобы Лариса Абазалиева неоднократно обращалась в соответствующие инстанции, в том числе и в администрацию города, и в правительство республики, в результате чего проблема была решена.

Фатима К. (имя изменено) рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что, имея на руках ребенка-инвалида, получала от своего мужа алименты в размере 500 рублей, тогда как суд еще в 2007 году обязал его выплачивать 2200 рублей в месяц.

"После тщетных хождений по всевозможным инстанциям мне посоветовали обратиться к уполномоченному по правам ребенка, уверяли, что она очень хорошо работает и обязательно поможет. И, действительно, так и произошло. Во всей республике Лариса Абазалиева – единственная, кто решил мою проблему. В какие только инстанции я не обращалась, начиная от судебных приставов, органов опеки и попечительства до прокуратуры - все без толку. Мне только обещали помочь и больше ничего", - говорит женщина.

Любовь Линиченко обратилась в аппарат омбудсмена с просьбой помочь устроить ребенка в детский сад: "Нам обещали помочь. Не знаю, решится наш вопрос или нет. Во всяком случае, здесь нас внимательно выслушали, не отфутболили, как это часто водится у чиновников. Вопрос будет решаться на уровне городской мэрии, и мы надеемся, что все получится".

Виктория Северина обращает внимание на профессионализм нового омбудсмена и ее умение оперативно решать вопросы. "Лариса Хасанбиевна приложила все усилия для урегулирования моих проблем, возникших в результате развода с мужем, и реально помогла мне. Все обошлось без утомительных судебных разбирательств", - отмечает Виктория.

Абазалиева Лариса Хасанбиевна родилась 23 августа 1967 года в городе Усть-Джегуте Ставропольского края. В 1989 году окончила Ставропольский государственный педагогический институт по специальности: история, обществоведение и советское право.

После этого работала в Карачаево-Ногайском научно-исследовательском институте, Карачаево-Черкесском технологическом институте. Имеет послевузовское профессиональное образование. В 2002 году окончила аспирантуру института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, кандидат исторических наук. Замужем, воспитывает сына.

Автор:Лейла Гочияева