ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Администрация президента Грузии готовит указ о пасхальном помиловании осужденных на основании списков Государственной комиссии по помилованию и отдельного списка, который 22 апреля представила Патриархия Грузинской Православной церкви.
В этом году в Государственную комиссию по помилованию было прислано 320 заявлений от осужденных с просьбой о помиловании, однако на имя президента было направлено только 100 из них. От Патриархии 1000 заявлений было направлено в прокуратуру, однако, только сегодня утром станет ясно, сколько дел из этой тысячи прокуратура сочтет приемлемыми для помилования.
От Патриархии в администрацию президента поступает около 70% всех заявлений о помиловании.
Как заявила корреспонденту "Кавказского узла" председатель комиссии Элене Тевдорадзе, обычно от самой комиссии в президентскую администрацию поступает около 30% заявлений, остальную часть представляет Патриархия.
"Например, при помиловании на праздник Гиоргоба было подписано около 80 прошений, которые поступили от нашего ведомства, а более 200 поступило от Патриархии. Почему в этом году Патриарх выслал столь большой список в прокуратуру, мне трудно сказать", - заявила Элене Тевдорадзе.
В официальном заявлении Патриарха говорится, что он не рассматривает просьбы о помиловании от лиц, виновных в торговле наркотиков, убийствах, изнасилованиях. Государственная комиссия дополняет к этому списку рецидивные преступления, участие в нескольких криминальных эпизодах, грабежи с применением насилие и участие в групповых грабежах. Кроме того, Государственная комиссия по помилованию рассматривает главным образом дела тех заключенных, которые отбыли уже половину своего срока в местах лишения свободы.
Патриархия же часто обращается по поводу тех лиц, которые отсидели менее половины срока.
"Я знаю, что в список Патриархии вошли трое человек, которые были осуждены за участие в драке в телекомпании "Кавкасия", произошедшей в прошлом году при обсуждении книги "Саидумло сироба". Они еще не отсидели половины срока, однако Патриарх включил их в список на помилование", - говорит лидер движения "Отечество, язык, вера" Ладо Садгобелашвили.
Отметим, что трое участников драки в телекомпании сами написали заявление о помиловании на имя президента. В ином случае заявления от них не направляются ни в Патриархию, ни в Государственную комиссию по помилованию.
Помимо срока пребывания в тюрьме, есть и другие ужесточающие факторы, которые влияют на позицию Госкомиссии по помилованию
"Кроме того, у нас очень дифференцированный подход к делам, связанным с экономическим преступлениям. Например, очень жесткий подход к государственным чиновникам, которые уличены во взяточничестве или других злоупотреблениях. По частным лиц мы занимаем очень суровую позицию к тем, кто предлагает ложные услуги по эмиграции за границу и трудоустройству за рубежом. У нас очень много таких случаев, когда люди продавали свои дома и прочее имущество, чтобы устроить свою жизнь за границей, но их в итоге просто обманывали: получив деньги, фирмы-однодневки попросту исчезали. Я сама видела не раз людей, которые остались без ничего из-за таких мошенников, и смею вас уверить, это очень тяжелое зрелище", - рассказала Элене Тевдорадзе.
Из более чем трехсот заявлений Тевдорадзе отметила три случая, которые вызвали человеческое участие со стороны членов комиссии.
"Прежде всего, речь шла о человеке, который украл пять поросят и получил за это пять лет тюрьмы, и о схожем случае, когда за воровство 8 кур человек получил 4 года. Понятно, что это не матерые преступники, а всего лишь не очень удачливые крестьяне. А третий случай был связан с полицейским. Здесь следует отметить, что комиссия очень сурово относится к правонарушениям со стороны представителей власти, особенно - полицейских, следователей, прокуроров и судей, которые были уличены в обмане доверия со стороны общественности. Однако в этом случае я не поняла, за что человека осудили: он был обвинен в том, что на вверенном ему участке он не смог организовать сбор данных о транзите колумбийских наркотиков. Действительно, через его территорию проходили наркотики, но, судя по материалам суда, он не был причастен к транзиту, и единственная его вина состояла в халатности. По моему мнению, такой проступок заслуживает взыскания или увольнения с работы, однако, ни в коем случае не лишения свободы", - полагает Тевдорадзе.
По словам Элене Тевдорадзе, в списки комиссии не попали имена тех, кого часть оппозиционных политиков и "Движение сопротивления" называет политическими заключенными.
В Грузии нет политических заключенных.
"Прежде всего, следует оговорить, что в Грузии нет политических заключенных, а те люди, о которых говорят некоторые политические и общественные организации осуждены за вполне конкретные преступления. Однако, они не писали прошений о помиловании, поэтому наша комиссия не имеет возможности рассмотреть эти дела", -заявила Элене Тевдорадзе.
Лидер движения "Солидарность с незаконно заключенными", адвокат Эка Беселия предоставила список из 51 фамилии людей, которые в разное время были задержаны по политическим мотивам.
"Не более 10 из них уже вышли на свободу, однако остальные находятся в заключении. До сих пор правительство Михаила Саакашвили не помиловало ни одного человека, которого мы считаем политическим заключенным. Исключение составляют только бывший начальник разведки Ираклий Батиашвили, которого помиловали по ходатайству Патриарха, а также мои сын Рати Милорава и брат Серго Беселия. Но моих родственников президент вынужден был освободить под нажимом международной общественности, хотя мы не подавали ходатайство о помиловании", - рассказывает Эка Беселия.
По словам Эки Беселии, ни один из политических заключенных не считает себя виновным, поэтому не пишет прошение о помиловании.
"Действительно, те, кто считает себя политическими заключенными, никогда не пишут прошений о помиловании", - говорит Элене Тевдорадзе.
По словам Элене Тевдорадзе, только один раз в комиссию обратились политические партии Грузии с предложением рассмотреть дела тех, кого оппозиция считает политическими заключенными.
"У нас был договор с представителем Консервативной партии Кахой Кукава, который в позапрошлом году представил список тех, кого он называл "политическими узниками". Однако ни один из них не написал письмо в Комиссию по помилованию, так что мы не могли рассмотреть эти дела", - заявила Элене Тевдорадзе.
Ладо Садгобелашвили говорит, что большинство политических заключенных можно распознать по тому, когда и за что они были арестованы.
"Чаще всего они были обвинены в драках во время митингов или непосредственно после них. Есть и те, кому подкинули наркотики или обвинили в ношении оружия, но это случается очень редко. Могу уверенно заявить, в отношении по крайней мере молодых представителей оппозиции, что мы не носим ни оружия, ни наркотиков. Не только потому, что мы не употребляем наркотиков, но и потому что это может быть использовано как провокация против нас. Поэтому в основном наших товарищей обвиняют в драках против сил правопорядка", - заявил Ладо Садгобелашвили.
Окончательное число помилованных и их имена будет известно только накануне Пасхи, когда президент подпишет все представленные заявления. В настоящее время день часть заявлений находится в Генеральной прокуратуре, а другая - на рассмотрении в президентской администрации.