15:43 / 31.03.2011Томас Чивас: госбезопасность Литвы первой вышла на ФСБ РФ по делу Магмадовых и Кусайте

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

СМИ Литвы обнародовали документы из дела Эгле Кусайте, якобы завербованной живущими в России уроженцами Чечни Апти и Айшат Магмадовыми для совершения теракта в РФ. Согласно документам, литовская служба госбезопасности (VSD) первой обратилась к ФСБ России с просьбой о сотрудничестве по этому делу. Председатель сеймского комитета по национальной безопасности и обороне (СНБО) Арвидас Анушаускас утверждает, что о сотрудничестве литовской и российской разведок не знает.

Бумаги представляют собой обращение к директору ДГБ Литовской Республики Р. Вайшнорасу от официального представителя ФСБ России контрадмирала В.И. Дидыка.

"В октябре 2009 года от Вас в адрес ФСБ России поступили данные, о том, что в августе-октябре 2009 года гражданка Литвы Эгле Кусайте, мусульманское имя "Азиза", 17.04. 1989 года рождения, была завербована неустановленными гражданами РФ, некими Апти и Айшой, а также Лайлой, проживающей в Азербайджане, для совершения террористического акта в Москве", - говорится в документе, опубликованном на сайте Balsas.lt.

"В ходе проведения дополнительного оперативно-розыскного мероприятия "наблюдение", средствами фото- и видеосъемки 25 октября 2009 года была зафиксирована попытка встречи Магомадовым Апти автобуса из Каунаса, на котором должна была прибыть в Москву Эгле Кусайте", - значится далее.

В документе утверждается о том, что установлен следующий факт: приезд в Москву Эгле Кусайте находился под контролем "лидера бандформирования "Муханнада", действующего в горах Северного Кавказа", встреча и дальнейшее ее сопровождение планировалось осуществить членами семьи Магомадовых".

"По результатам реализации оперативно-розыскных мероприятий, а также на основании полученных от Вас данных, следственным управлением ФСБ России принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении организаторов подготовки террористического акта в Москве", - сообщается в обнаруженной журналистами бумаге из дела Эгле Кусайте.

По словам Томаса Чиваса, получается, что служба VSD вышла на ФСБ, а не ФСБ обратилась в Литву за помощью, как это представлялось ранее. "То есть до предоставления сведений об Эгле Кусайте и Магмадовых в ФСБ литовской стороной в России об этом деле не было известно", - констатирует Чивас.

"VSD имел разрешенный доступ к телефонам и электронной переписке Эгле Кусайте, имел право за нее даже писать смс. Санкция на это есть в деле. Не исключено, что сначала в Литве создали "Усаму бен Эгле", а потом через нее "сделали" и Магмадовых. Эгле Кусайте в VSD разрабатывали как "мышеловку", приманку", - говорит литовский журналист.

Чивас напомнил, что за день до публикации документов из дела Кусайте председатель сеймского комитета по национальной безопасности Арвидас Анушаускас (Arvydas Anushauskas) говорил о сотрудничестве VSD и ФСБ только на международных форумах.

Расследовать действия сотрудников Департамента госбезопасности Литвы в деле Кусайте и их связь с российской ФСБ потребовали расследовать трое диссидентов советского времени, которые в настоящее время оказывают активную поддержку Эгле Кусайте. Подписант акта о независимости Литвы Альгирдас Эндрюкайтис, ксендз Робертас Григас и сестра Нойиле Садунайте обратились с соответствующим официальным обращением к президенту Дале Грибаускайте, спикеру парламента Ирене Дегутене, генпрокурору Дарюсу Валису и гендиректору ДГБ Гедиминасу Грине.

Авторы письма утверждают, что усматривают в действиях ДГБ и прокуратуры ангажированность.

29 марта на пресс-конференции в Литве Эндрюкайтис заявил, что литовские служащие по своей инициативе информировали ФСБ о том, что Кусайте якобы намеревалась совершить теракт в РФ. Якобы литовские спецслужбы сообщили россиянам и о сообщниках - брате и сестре Апти и Айшат Магмадовых, о которых ФСБ ничего до этого не знала.

По словам авторов обращения, уведомление в ФСБ поступило 1 октября 2009 года, а задержание Магмадовых произошло только 19 января 2010 года, т.е. спустя 87 дней после задержания Кусайте или 111 дней после того, как была передана информация о Магмадовых.

Авторы письма также поднимают вопрос о законности санкции прокурора Юстаса Лауцюса на допрос Кусайте в марте 2010 года сотрудниками ФСБ.

Кусайте утверждает, что во время допроса она перенесла физическое и психологическое насилие. Однако Вильнюсский окружной суд 29 марта отклонил ее заявление о проведении соответствующего расследования. Это постановление обжалованию не подлежит.

Представители VSD комментировать информацию отказались, ссылаясь на невынесенный судебный приговор по делу Эгле Кусайте.

Напомним, что Эгле Кусайте была задержана в Литве с российской визой в литовском паспорте и билетом в одну сторону в октябре 2009 года. 11 июня главный прокурор департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Альгимантас Клюнка заверил, что Кусайте призналась в намерении ехать в Россию, а оттуда в Чечню и там подорваться в людном месте.

На суде Эгле Кусайте заявила, что отказывается от своих слов о запланированных терактах. В августе прошлого года девушку отпустили на свободу.

Сама Кусайте во время встречи в Вильнюсе отметила в интервью корреспонденту "Кавказского узла", что дала признательные показания в обмен на обещания, что оставят в живых ее друзей в Подмосковье, чеченцев Айшат и Апти Магмадовых. По ее словам, полицейские ее избивали, а в камере изолятора пытались отравить.

Автор:Дмитрий Флорин