ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вынесение приговора по так называемому "делу двенадцати" состоится 2 февраля в Ставропольском краевом суде Пятигорска.
Напомним, что десять жителей Ингушетии и двое уроженцев Чечни обвиняются в участии в организованном нападении боевиков на ведомства МВД Ингушетии в 2004 году. Дела обвиняемых были объединены в одно уголовное дело и переданы в Верховный суд РИ в феврале 2007 года. C 19 ноября 2009 года дело рассматривается Ставропольским краевым судом в Пятигорске, в СИЗО которого содержатся подсудимые.
По словам адвоката Магомеда Гандарова, его подзащитным в ходе процесса не было предъявлено достаточных доказательств вины. "Мы рассчитываем на оправдательный приговор по большинству предъявленных статей. В то же время со стороны следственных органов было немало нарушений действующего законодательства. Это дает нам основания предполагать, что на коллегию трех профессиональных судей будет оказываться давление со стороны Генеральной прокуратуры России, ФСБ, структур, которые расследовали это дело. В связи с этим у нас есть опасения, что наших подзащитных приговорят к лишению свободы. Тем не менее мы все-таки надеемся, что суд вынесет объективный приговор", - сказал Гандаров.
По мнению Магомеда Муцольгова, руководителя правозащитной организации "Машр", процесс по "делу двенадцати" стал "примером беззакония и произвола со стороны не только следственных, но и судебных органов".
"На каждом этапе ведения уголовного дела, его расследования и рассмотрения в суде допускались грубейшие нарушения действующего законодательства, - утверждает правозащитник. - Методы ведения следствия соответствовали методике "допросов" 30-х годов в СССР либо начала 40-х в Германии. На невиновность либо степень вины обвиняемых не обращали внимание ни следственные, ни надзорные, а теперь еще и судебные органы. Законные и обоснованные замечания участников процесса следствие и суд просто игнорировали. Не обращают они внимание и на отсутствие доказательной базы, так же как и на сомнительность ее происхождения".
"Сложилось впечатление что, еще не начав рассмотрение уголовного дела, суд уже "определил" для себя приоритетной позицию следствия. Учитывая судебную практику по аналогичным уголовным делам в Ингушетии, нет сомнений, что суд вынесет "правильное" решение. А кто на Северном Кавказе устанавливает правила - известно всем", - заявил Муцольгов.
Ранее адвокат одного из подсудимых Батыр Ахильгов извещал о нарушениях в ходе судебного и досудебного следствия. Адвокат также отмечал, что суд неоднократно отказывал в рассмотрении дела с участием присяжных. Из 12 подсудимых двое уже подали заявления в Европейский суд по правам человека, еще несколько человек также намерены это сделать.
Как уже сообщал "Кавказский узел", родственники не раз жаловались на жестокое обращение с задержанными. 29 сентября 2008 года они обратились с письменными заявлениями в офис правозащитного центра "Мемориал". Заявители были возмущены также тем, что судебный процесс необоснованно, на их взгляд, затягивается. По этой же причине, в октябре 2008 года подсудимые объявили голодовку, которая была отменена через несколько дней, после смены руководства республики.
10 марта 2009 года родные фигурантов дела провели пикет у здания администрации президента Ингушетии в Магасе. На следующий день Юнус-Бек Евкуров принял пикетчиков у себя и пообещал взять дело под особый контроль.
Во время нападения боевиков на Ингушетию в ходе уличных боев погибло около 80 и получили ранения более 100 человек. Среди пострадавших были как сотрудники правоохранительных органов, так и гражданские лица.