ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Европейский суд по правам человека признал жалобы двух жительниц Ростова-на-Дону на пыточные условия содержания в местном следственном изоляторе обоснованными и обязал Россию выплатить им компенсацию в размере 50 тысяч евро.
Отметим, что прокуратура Ростовской области начала внеплановую проверку соблюдения законодательства по проблемам оказания квалифицированной медицинской помощи заключенным в расположенных на территории Ростовской области учреждениях главного управления Федеральной службы исполнения наказаний, где зафиксирован рост смертности. Среди итогов проверки - выявлены нарушения требований действующего трудового законодательства при организации работ осужденных в СИЗО №1 Ростова-на-Дону.
Светлана Казмина почти пять лет содержалась в следственном изоляторе (СИЗО) №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области. По словам женщины, в рассчитанных максимум на 8 человек камерах площадью 32 квадратных метра содержались до 70 арестованных, которым приходилось спать по очереди.
Кроме этого, расположение двухъярусных нар не оставляло людям свободного пространства, а окна в помещениях не пропускали дневной свет и свежий воздух, в то же время в камерах круглосуточно горело искусственное освещение, что лишало арестованных сна. "Воздух был наполнен запахом табака, грязного белья и туалета. Однако никаких мер для исправления ситуации администрации следственного изолятора не предпринимала", - указала Казмина в жалобе в ЕСПЧ, которую цитирует правозащитная организация "Агора".
По словам Казминой, ей ни разу не предоставили в пользование предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, душ она могла принимать лишь раз в неделю.
Казмина подчеркнула, что за время пребывания в следственном изоляторе состояние ее здоровья значительно ухудшилось - позднее врачи обнаружили у нее заболевания, которых у нее до заключения в СИЗО не было.
Женщина пожаловалась в Европейский суд и на пыточные условия транспортировки из СИЗО в суд и содержание ее в помещении суда. Например, в специальной машине она делила отсек с другим человеком - им приходилось по очереди сидеть друг у друга на коленях. Казмина, по ее словам, не могла сходить в туалет, принять пищу.
Другая жительница Ростовской области Ирина Ковалева, содержавшаяся в том же СИЗО, также обратилась с жалобой в ЕСПЧ. Претензии Ковалевой практически полностью совпадали с показаниями ее бывшей соседки по месту пребывания. Она лишь добавила, что, по ее данным, представленные правительством России в ответе Евросуду фотографии из следственного изолятора, свидетельствующие об отсутствии указанных Ковалевой нарушений, сделаны после срочного ремонта в учреждении.
В результате ЕСПЧ признал по обеим жалобам нарушение Россией статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение пыток - "никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию") и обязал выплатить Казминой 22,5 тысячи евро в счет компенсации морального вреда и 1000 евро за судебные издержки. Ковалева отсудила 26 тысяч евро и 800 евро соответственно.
Европейский суд также признал нарушения Россией статьи 5 (в части продолжительности содержания женщин под стражей и в связи с отсутствием судебного рассмотрения их жалоб на постановление об аресте) и статьи 6 (по причине чрезмерной длительности судебного разбирательства в отношении женщин) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, говорится в сообщении организации "Агора", которое приводится на сайте "Права человека в России".
Суд над Казминой и Ковалевой уже состоялся. Они были признаны виновными в мошенничестве, вымогательстве, краже, грабеже и похищении людей и приговорены к пяти годам лишения свободы каждая.
Как писал "Кавказский узел", в июле этого года работа главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ростовской области по итогам инспекторской проверки была признана провальной. В учреждениях управления зафиксированы массовые нарушения прав заключенных, наличие запрещенных предметов, недопустимые отношения внутри коллектива осужденных.
Также сообщалось, что больше всего обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека Ростовской области в 2009 году поступило от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, подсудимых и обвиняемых в совершении преступлений.