ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Житель Гудермесского района Чечни задержан сотрудниками силовых структур по обвинению в незаконном хранении и распространении литературы экстремистского содержания. В отношении него возбуждено уголовное дело.
"При реализации оперативных данных сотрудниками Центра противодействия экстремизму МВД республики задержан 33-летний житель селения Джалка Гудермесского района, который занимался распространением книг религиозного содержания, внесенных в Федеральный список экстремистских материалов. В ходе обыска в доме задержанного оперативники нашли еще 700 экземпляров подобной литературы", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" источник в правоохранительных органах республики.
По словам собеседника, в отношении задержанного возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В случае, если его вина будет доказана, мужчине грозит либо крупный денежный штраф, либо лишение свободы сроком до двух лет.
Представители местных правозащитных организаций утверждают, что силовики в Чечне довольно вольно трактуют понятие "экстремистская литература". "Есть немало книг религиозного содержания, изданных в Москве и не имеющих никакого отношения к экстремистской литературе. Например, брошюра "Крепость мусульманина", в которой рассказывается, как правильно совершать намаз и читать различные молитвы. Или же сборники хадисов Пророка Мухаммада", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник неправительственной организации Мусса, добавив, что нередко по телевидению можно услышать, как во время очередной спецоперации у задержанных или убитых боевиков была обнаружена литература экстремистского содержания.
По мнению собеседника, подобные формулировки в отношении книг религиозного содержания неприемлемы и вредны, потому что воспринимаются верующими как оскорбление.
"Сегодня мы фактически возвращаемся к ситуации, которая была в советское время в СССР, когда книги отдельных писателей, того же Александра Солженицина, или литература религиозного содержания находились под запретом. Но это только подогревало интерес у населения. Я помню, как из рук в руки передавались переписанные от руки или напечатанные на машинке отрывки из книг Солженицына и других запрещенных авторов, или как тайком доставали брошюры о том, как правильно совершать намаз", - говорит другой житель Грозного, много лет проработавший на различных должностях в одном из республиканских министерств.
На его взгляд, надо проводить разъяснительную. работу относительно вреда той или иной литературы экстремистского характера, а не запрещать религиозные издания. Это, по его словам, дало бы гораздо лучший эффект, чем введение запретов.
Напомним, общероссийский список печатных и иных материалов, признанных судом экстремистскими, ведёт Федеральная регистрационная служба РФ. В соответствии со ст.13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" список "подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации".