ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В МИД России обратили внимание на некоторые разделы опубликованного 5 августа доклада Госдепартамента США по терроризму за 2009 год, касающиеся ситуации на Кавказе. Откровенно говоря, они удивляют своей предвзятостью.
Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в докладе поистине образцовым борцом с терроризмом представлена Грузия. При этом игнорируются имеющиеся сведения о том, что Тбилиси ведет двойную игру в отношении террористического подполья на Северном Кавказе. Российские спецслужбы неоднократно представляли убедительные доказательства на сей счет, и объективные наблюдатели давно это отметили.
В то же время авторы госдеповского документа с нарочитой озабоченностью пишут о том, что "ввиду отсутствия грузинского контроля" из России через границу с Абхазией и Южной Осетией якобы идет "неограниченный и не поддающийся учету поток людей, товаров и прочего потенциально опасного груза". Если за подобными "оценками", не подкрепленными, кстати, фактами, скрываются попытки обвинить Россию в "экспорте терроризма", то налицо политизация проблемы борьбы с новыми вызовами.
Нежелание принять новые геополитические реалии на Кавказе помешало авторам доклада осознать абсурдность самой постановки вопроса о "грузинском контроле" на границе между Россией и другими суверенными государствами – Абхазией и Южной Осетией. Разумеется, такого контроля нет и быть не может.
На российских границах с упомянутыми республиками поддерживается адекватный пропускной режим, учитывающий вызовы и угрозы, связанные с международным терроризмом, наркотрафиком и транснациональной организованной преступностью. Развивается плодотворное рабочее взаимодействие в пограничных вопросах с властями Абхазии и Южной Осетии. Его укреплению будет способствовать и подписание разрабатываемых сейчас соглашений о сотрудничестве таможенных служб трех государств – России, Абхазии и Южной Осетии.
Категорически не можем согласиться также с использованием термина "милитаризация" применительно к размещению российских пограничников на границах Абхазии и Южной Осетии с Грузией. Именно благодаря нашим пограничникам обстановка на границах этих двух государств с Грузией значительно стабилизировалась и в целом остается спокойной. За два последних года наблюдается серьезный прогресс в вопросах обеспечения стабильности и безопасности в этом регионе. Кстати, такого же мнения придерживается и руководство Миссии наблюдателей ЕС в Грузии. Главное – Абхазия и Южная Осетия живут в состоянии мира.
Конечно, мы не стремимся нарисовать идиллическую картину в том, что касается ситуации в Закавказье. Международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и транснациональная организованная преступность относятся к числу угроз, которые стоят не только перед Абхазией и Южной Осетией. Сегодня две республики, проходящие этап становления государственности, должны противостоять этим угрозам совместно с мировым сообществом.
К сожалению, нереалистичная позиция отрицания независимости новых закавказских государств, занимаемая Вашингтоном, затрудняет получение ими помощи от международных организаций. Надо избавляться от политизации этих процессов и включать Абхазию и Южную Осетию в активное международное сотрудничество, в том числе в области борьбы с терроризмом. Укрепление антитеррористического потенциала этих государств было бы выгодно не только им самим, но и их соседям, да и вообще всему мировому сообществу.
13 августа 2010 года