ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Вчера, 13 сентября, на процессе по событиям 13 октября 2005 года в Нальчике после трехнедельного перерыва суд заслушал показания трех потерпевших по двум эпизодам – нападения на Центр "Т" и УФСБ РФ по Кабардино-Балкарии. Одна из женщин рассказала, как целый день пряталась от пуль в холодильнике.
Напомним, 13 сентября состоялось первое после перерыва заседание суда. На нем суд не стал рассматривать отвод, заявленный 5 августа рядом подсудимых, а также адвокатов, составу суда. Далее были заслушаны показания пострадавших и свидетелей.
Евгения Трамова рассказала, что утром 13 октября 2005 года она пришла в магазин "Подарки", где работала продавщицей ее дочь, в связи с тем, что в тот день дочь была занята. Спустя некоторое времени началось нападение на здание УФСБ, расположенное напротив магазина.
На улице шла такая стрельба, что женщины боялись подойти и запереть дверь. В магазин забежали еще три женщины, которых застала перестрелка. Они спрятались в подсобке магазина, а дверь оставили открытой. Спустя некоторое время раздался мужской голос: "Есть здесь кто-нибудь", и в магазин зашли два человека в камуфляжной форме с автоматами.
"Они затащили раненого и сказали остановить кровь. Мы разорвали занавеску и пытались перетягивать", - всопминала Трамова, сильно волнуясь.
С улицы магазин обстреливался. Женщины связались с кем-то по телефону и попросили не стрелять. После этого стрельба прекратилась. По словам Трамовой, "ребята в камуфляже" очень хотели пить, а воды в магазине не оказалось. Тогда они сказали, что обменяют двух женщин на две бутылки минеральной воды "Хабас". После этого в магазин принесли две бутылки воды, а двух женщин отпустили.
"Нас вытолкнули прикладами в спину. Потом еще одну женщину отпустили, которая все время плакала и говорила, что у нее девятимесячный ребенок", - сказала Трамова.
Позже она обнаружила на теле след от ожога, а также разбитое колено, но не помнит, при каких обстоятельствах получила повреждения. Ей была выплачена компенсация в размере 25 тысяч рублей.
Потерпевшая также отметила, что, когда по магазину стреляли снаружи, вошедшие мужчины укрыли женщин буркой и закрыли столом.
Все случившееся очень серьезно, по словам Трамовой, подорвало ее здоровье. Она говорит, что до сих пор не может вспоминать о случившемся без волнений. Однако от гражданского иска потерпевшая отказалась.
Напомним, что 4 августа на процессе были заслушаны показания других четырех женщин, которые были в качестве заложниц в магазине "Подарки".
Марина Гоова 13 октября 2005 года работала в киоске, расположенном напротив Центра "Т", и имела возможность наблюдать все, что произошло в этом районе. Она показала, что видела две группы боевиков. Одна из них проехала мимо нее на микроавтобусе, откуда они "высыпались", не доезжая до 2-го ОВД, и почти сразу же начали стрелять.
Вторая группа подошла пешком. По рассказу Гоовой, в группе было восемь человек. Четверо из них залегли за ее киоском, двое - за сапожной будкой, один, "самый большой", залег в учебную траншею перед школой, еще один спрятался в подсобку школы. По словам женщины, обе группы боевиков были хорошо вооружены.
Почти сразу же нападавшие убили сотрудника Центра "Т" Инала Тешева, который подошел к киоску за сигаретами. Согласно показаниям Гоовой, Тешев получил два ранения. После первого он успел еще кому-то позвонить и сказать, что "они здесь, за киоском", потом, со словами "я уже все" упал.
Гоова утверждала, что разговаривала с нападавшими. Они ей сказали, что "женщина должна дома сидеть, а не работать". Один из нападавших даже пытался в нее выстрелить, но пистолет дал осечку, и в этот момент женщина успела закрыть дверь металлического киоска. Потом она отключила холодильник, выбросила все его содержимое, и укрылась в нем. Дверь холодильника оставалась открытой.
Когда стрельба утихала, женщина приподнималась и осматривала окрестности. Гоова видела раненного Казиханова, который пытался "чем-то белым" перетянуть рану (журналист Тамерлан Казиханов, руководитель пресс-службы Центра "Т", погибший 13 октября 2005 года в Нальчике), видела снайпера на крыше здания паспортно-визовой службы, прилегающего ко 2-му ОВД, однако от чьих пуль именно погибли Тешев и Казиханов, затруднилась сказать. "Я не эксперт", - пояснила женщина.
Она наблюдала и за нападавшими. В частности, по ее словам, когда кто-то из них получил ранение, он стал вслух читать молитву. А в какой-то момент, нападавшие стали петь закир.
Гоова просидела в холодильнике до вечера. Потом ей помогли выбраться. "Дома у меня началась истерика и меня отвезли в дурдом", - констатировала потерпевшая, однако в больнице, уточнила она, ее не оставили, а, успокоив, отпустили домой. Ранее она заявляла иск на возмещение морального вреда в размере 100 тысяч рублей.
Потерпевший Тимур Хажироков рассказал, что 13 октября 2005 года проезжал мимо здания УФСБ, остановился на светофоре и в это время был ранен осколком в левое плечо. Стреляли в него, по его словам, со стороны площади Марии. Иск потерпевший не предъявлял.
Нападение на Нальчик произошло 13 октября 2005 года, тогда погибло 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. По делу обвиняются 58 человек. Им инкриминируется терроризм, бандитизм, участие в вооруженном мятеже, участие в организованном преступном сообществе, убийства. По версии обвинения, участники нападения на силовые структуры КБР пытались захватить оружие, однако это им не удалось "по независящим от них причинам". Большинство обвиняемых вину не признает.