ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уважаемый г-н Председатель,
Приветствуем на заседании Постоянного совета Сопредседателей Женевских дискуссий от ООН, Европейского союза и ОБСЕ. Подходы участников международных встреч по Закавказью, в том числе России, хорошо известны, поэтому, наверное, нет необходимости подробно излагать их, тем более, что 10 июня здесь, в Постсовете мы уже имели возможность обсудить итоги июньского раунда. Остановимся на принципиальных, на наш взгляд, моментах, которые следует учитывать при выстраивании линии на перспективу.
Российская сторона последовательно выступает за продолжение многостороннего диалога в Женеве, запущенного в соответствии с достигнутыми президентами России и Франции договоренностями от 12 августа и 8 сентября 2008 г. после грузинской военной авантюры против народа Южной Осетии и российских миротворцев. Пожалуй, главная ценность этих международных встреч заключается в их статусе. На сегодняшний день это – единственный формат, в котором на равноправной основе участвуют представители Республики Абхазия, Грузии и Республики Южная Осетия, а также России, США, ООН, ЕС и ОБСЕ.
Пора расширить диалоговые возможности для всех без исключения участников Женевских дискуссий. Считаем, что ОБСЕ с её всеобъемлющим подходом к безопасности является удобной площадкой, на которой абхазская и югоосетинская стороны могли бы доносить свои позиции до государств-участников. Можно было бы на регулярной основе заслушивать представителей Сухума и Цхинвала под эгидой Действующего председательства в формате неофициальных брифингов для заинтересованных делегаций. Такие контакты необходимы, в том числе для получения, как говорится "из первых рук", информации, для содействия лучшему пониманию имеющихся озабоченностей, интерактивному обмену мнениями, совместному поиску компромиссных развязок.
Важно понимать, что без взаимоуважительного общения как по линии международных структур, так и НПО-сообществ, гуманитарных и образовательных программ, невозможно восстановить доверие. А это – главное условие достижения надежного мира и стабильности в Закавказье на благо всех проживающих там народов и народностей, в чем, собственно, и заключается философия Женевского процесса.
На последнем раунде российская сторона вновь предложила рассмотреть возможность принятия в "треугольнике" Грузия – Южная Осетия – Абхазия односторонних деклараций о взаимном неприменении силы или угрозы силой. Россия могла бы выступить гарантом выполнения таких договоренностей, но не отдельной стороной. Договариваться и урегулировать отношения должны, с одной стороны, грузинское руководство, развязавшее военные действия, и, с другой – ставшие их жертвами югоосетинская и абхазская стороны. О том, что в ночь на 8 августа 2008 г. именно Грузия напала на Цхинвал, применив военную силу, однозначно заявила в своем докладе "комиссия ЕС", а затем и сама ее руководитель Х.Тальявини прямо сказала об этом с трибуны Постсовета ОБСЕ.
Национальные делегации Абхазии и Южной Осетии постоянно подчеркивают приоритетность вопроса о гарантиях безопасности народов своих стран. Именно отсутствие прогресса по этой животрепещущей теме вызвало разочарование абхазской стороны, заявившей в своей известной ноте о нецелесообразности проведения планируемого на 27 июля очередного раунда Женевских дискуссий. Вместо новой встречи Сухум предложил сопредседателям использовать дополнительное время для подготовки реалистичного проекта соглашения о неприменении силы, которое можно было бы рассмотреть на следующей международной встрече в Женеве осенью текущего года. Речь, таким образом, не идет о прекращении участия абхазских представителей в женевском формате.
Вместе с тем, считаем обоснованными озабоченности Абхазии по поводу фактически тупиковой ситуации на Женевских дискуссиях по вопросу о неприменении силы со стороны Грузии в отношении Сухума и Цхинвала. Кроме того, вызывают сожаление попытки сопредседателей выстраивать обсуждение вокруг выгодных преимущественно Тбилиси второстепенных вопросов. Приходится констатировать, что ни один из представленных абхазской, российской и югоосетинской сторонами проектов соглашения о неприменении силы, а также компромиссное предложение России о принятии Абхазией, Грузией и Южной Осетией односторонних деклараций на этот счет в статусно нейтральной форме не были приняты к рассмотрению под предлогом якобы заведомого отказа Тбилиси от их обсуждения.
Нельзя исключать, что толчком к появлению абхазской ноты могло послужить откровенно грубое заявление МИД Грузии от 8 июня 2010 г. искажающее позиции делегаций Абхазии и Южной Осетии на 11-м раунде. В этой ситуации российская сторона была вынуждена письменно обратиться к сопредседателям, чтобы указать на неприемлемость подобной конфронтационной риторики с грузинской стороны. Мы отдельно подчеркнули, что в такой атмосфере на успешное проведение женевских встреч рассчитывать не приходится.
Пользуясь случаем, хотели бы подтвердить намерение России участвовать в запланированной на 27 июля очередной встрече в Женеве. Исходим, однако, из того, что в оставшееся время сопредседателям удастся разрешить имеющиеся разногласия, чтобы предстоящий раунд прошел в составе всех участников.
Благодарю за внимание.
7 июля 2010 года