ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Дагестане в ночь с 20 на 21 июля 2010 года в здании ОВД села Хебда Шамильского района трое милиционеров подвергли пыткам и избиению четырнадцатилетнего ребенка, вынуждая его сознаться в краже, утверждают правозащитники.
Около 17:00 в дом Ахмедовых в горном селении Хотода пришли двое милиционеров, в том числе участковый Магомед Магомедов. В момент задержания мать Махмуда была в Махачкале, а отец работал в селе Хотода. Кроме детей дома был их 85-летний дедушка Курбан Гусейнов. Не объяснив причины своего визита, сотрудники милиции забрали мальчика.
Махмуда начали бить уже в милицейской машине, требуя признаться, что он украл электродрель. В ОВД, расположенном в 25 километрах от села Хотода, избиение, по словам мальчика, продолжилось. "Меня завели в какую-то комнату, полностью железную. Сотрудников было трое: те двое, что меня задерживали (участковый и второй, полненький), и еще какой-то посторонний мужчина. Этот посторонний держал мне руки за спиной. Участковый сперва дубинкой ударил по груди, а потом три раза по голове. Он попал по уху, было очень больно, ухо начало страшно гореть… Теперь это ухо у меня не слышит", - рассказывает Махмуд.
Мальчика, по его словам, били по ногам, рукам, в область сердца, заламывали пальцы. Избиения сопровождались угрозами, в том числе изнасилования. "Били долго, почти всю ночь. В конце они стали стричь мне ножницами волосы, говорили, что барана стригут, и смеялись. Потом меня привели в комнату, где были двое парней из нашего села. Они взрослые, их тоже подозревали в том, что они украли эти инструменты. Меня заставили перед ними сказать, что я украл. Я сказал, и их отпустили", - утверждает мальчик, по словам которого, после признания его оставили в отделении, есть и пить не давали.
Утром до отделения смогли добраться родители ребенка. Им удалось с ним повидаться. "Махмуд меня увидел, медленно встал, боялся даже сделать шаг, подошел ко мне. Я спросила "Тебя избили?" Он сказал "Да, сильно", - говорит мать ребенка.
Увидев избитого сына, отец мальчика, Хирамагомед Ахмедов, обратился к своему двоюродному брату, начальнику ГИБДД Шамильского района, чей кабинет располагается в том же здании. Начальник ГИБДД, увидев Махмуда, поинтересовался у коллег, что случилось. Один из милиционеров, принимавших участие в избиении, сказал про мальчика, что "уже задал ему" и еще добавит. Когда начальник ГИБДД сообщил коллеге, что это его племянник, тот ответил: "Если бы я знал, что это твоего двоюродного брата сын, я бы не дал его избить". После этого мальчика отпустили. Обыск дома не проводили, никаких обвинений не предъявили.
Из ОВД родители ребенка отправились в районную прокуратуру. Прокурор Рамазан Омаров осмотрел мальчика и отправил его в больницу. По дороге Махмуду стало плохо, началась рвота, отец с трудом довел мальчика до палаты.
В это время прокурор вызвал к себе избивавших Махмуда сотрудников и в присутствии матери ребенка попросил их рассказать о случившемся. Участковый же начал кричать на Айшат Гусейнову: "Захотелось так! Захотел и избил! Иди, жалуйся куда хочешь!". Айшат пыталась сказать, что будет добиваться справедливости, дойдет до Москвы, но участковый, по словам матери, заявил: "Мне наплевать, жалуйся куда хочешь! Ничего мне не будет". После этих слов у Гусейновой случился эпилептический припадок и ее увезли в больницу.
21 июля Махмуд Ахмедов находился на лечении в районной больнице, 22 июля его перевели в республиканскую больницу в Махачкале.
В медицинском заключении от 21 июля отмечено, что ребенок жалуется на головные боли, боль в левой половине грудной клетки, в левом коленном суставе. Волосы на голове местами острижены, на голове и лице гематомы и отеки. На теле ссадины и следы ушибов.
Махмуд Ахмедов окончил четыре класса Хотодинской средней школы, затем вынужден был бросить школу, чтобы помогать родителям по хозяйству. Отец и мать мальчика - инвалиды 2-й группы (мать страдает эпилепсией, отец - слабослышащий). В семье шестеро детей.
Получить комментарии в МВД Дагестана по поводу случившегося пока не удалось.
Отметим, что сотрудники милиции республики нередко практикуют рукоприкладство. Так, 17 июня во второй половине дня сотрудники ГОВД Хасавюрта жестоко избили адвоката Сапият Магомедову, которая занимается делами о нарушениях прав человека. Правозащитные организации "Хьюман Райтс Вотч" и ПЦ Мемориал" осудили это нападение и потребовали наказания виновных.
7 июля участники конференции, на которой была создана новая правозащитная организация "Объединение правозащитников Республики Дагестан" обратились к президенту Дагестана. Они указали на меры, которые должны способствовать изменению ситуации в республике в области прав человека и возвращению доверия народа к власти. В частности, авторы считают, что необходимо обеспечить действенный контроль над силовыми службами для исключения случаев незаконных задержаний, похищения людей и внесудебных казней.
Как считает публицист и эксперт Руслан Курбанов, "Дагестан за последние 20 лет – это коррупция, правовой беспредел, внесудебные похищения, пытки и казни, полный отрыв власти от народа".