ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Судя по сделанным заявлениям после встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Алма-Ате, ни посредники, ни стороны карабахского конфликта, не смогли прийти к единому пониманию по принципам, предложенным президентами трех стран сопредседателей. Об этом корреспонденту «Кавказского узла» заявил бывший советник президента Нагорного Карабаха, а ныне старший эксперт Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян.
«Принципы, действительно, являются очень общими, и их содержание вряд ли может позволить, чтобы стороны пришли к согласию. На мой взгляд, посредники также поняли, что у Азербайджана нет реального желания идти на компромисс. Единственное, что было сказано в заявлении министрами иностранных дел стран-сопредседателей – это то, что стороны должны сами прийти к согласию. Но что означает такое согласие, когда у Азербайджана нет желания к компромиссу, конечно, однозначно сказать трудно», - говорит Саркисян.
По его мнению, никаких изменений в переговорном процессе не произошло, «все осталось на своих местах, и заявление президентов США, Франции и России в Торонто каждая из конфликтующих сторон воспринимает по-своему, точно также, как годы назад».
Эксперт считает, что азербайджанская сторона за последние 15-16 лет рассматривает переговорный процесс как механизм поэтапного осуществления контроля над Нагорным Карабахом посредством усиления давления международного сообщества.
«Несомненно, международное сообщество против каких-либо силовых методов решения, о чем неоднократно говорилось и говорится, но сказать, что этого условия достаточно, чтобы прийти к какому-то согласию, конечно, было бы не верно. В действительности, должно быть желание урегулирования конфликта, которого не существует. А без этого навязать какое-то решение просто невозможно», - полагает Саркисян.
Говоря об освобождении территорий, эксперт отметил, что этот принцип в заявлении президентов трех стран-сопредседателей МГ ОБСЕ тоже выражен не однозначно. «В заявление говорится о «возвращении оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха». Но сложно определить, что под этим подразумевается. Кому возвращаются? И термин «оккупированные территории вокруг Карабаха» до сих пор не определен», - подчеркнул собеседник.
Бывший советник президента Нагорного Карабаха напомнил, что МИД Армении уже заявлял, что в первую очередь Азербайджан должен вернуть Нагорному Карабаху Шаумянский район, Геташен и части Мардакертского и Мартунинского районов. «Но у азербайджанской стороны своя трактовка, потому все эти вопросы требуют конкретизации. Сам предложенный принцип требует конкретизации», - заметил Саркисян.
Вся территория Нагорного Карабаха находится под ответственностью руководства Нагорного Карабаха, и вряд ли кто-либо может обсуждать территориальные проблемы, помимо территориального разграничения
«То есть Армения может обсуждать какие-либо вопросы, но она не может определять проблемы, касающиеся границы Нагорного Карабаха. Все это выходит за рамки Конституции Армении. Нагорный Карабах должен более активно отстаивать свои права, потому, что каждый должен в переговорном процессе обсуждать то, за что ответственен. В противном случае, все это будет еще долго висеть в воздухе. Потому встречи будут продолжаться, и стороны будут делать заявления в зависимости от политических процессов в регионе», - сказал Саркисян.
У руководителей МИД Армении и Азербайджана есть понимание того, что необходимо принять дополнительные меры для укрепления режима прекращения огня 1994 года
Как сообщал "Кавказский узел", Азербайджан обвиняет Армению в затягивании процесса урегулирования карабахского конфликта. Так, по словам Мамедъярова, вопрос освобождения двух районов вокруг Нагорного Карабаха - Лачинского и Кельбаджарского - обсуждается на переговорах еще с периода, когда президентом Армении был Роберт Кочарян.
Тогда, по словам Мамедъярова, армянская сторона предлагала освобождение этих двух районов спустя 10 лет после вывода войск из пяти других районов вокруг Нагорного Карабаха - Агдамского, Физулинского, Джебраильского, Зангиланского и Губадлинского. Азербайджан же предлагал освобождение Лачина и Кельбаджара уже спустя год. При Серже Саргсяне, отметил глава МИД Азербайджана, Армения стала называть сроки - семь лет, а Азербайджан – три года.
Напомним, что после встречи 17 июля в Алма-Ате главы МИД Азербайджана и Армении обменялись взаимными упреками. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что сомневается в стремлении Армении урегулировать карабахский конфликт. В свою очередь Армения обвинила Баку в проведении деструктивной политики.
Отметим, переговоры по карабахскому урегулированию ведутся на основе «Мадридских принципов», выдвинутых сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 года в Мадриде и обновленных в декабре в 2009 года в Афинах. Эти принципы вызвали критику как в Армении и Азербайджане, так и в самом Нагорном Карабахе.