ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Азербайджан и Армения сегодня в Алма-Ате вновь обменялись взаимными упреками. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что сомневается в стремлении Армении урегулировать карабахский конфликт. В свою очередь Армения обвинила Баку в проведении деструктивной политики.
«Лично у меня сложилось мнение, что Армения не хочет достигнуть какого-то согласия, чтобы был мир и стабильность», - заявил Мамедъяров сегодня в Казахстане, где проходит встреча СМИД ОБСЕ. Дипломат добавил, что при этом армянская сторона заявляет, что хочет урегулирования карабахского конфликта, и это важно для Армении.
Глава МИД Азербайджана отметил, что «в ходе переговоров достигаешь согласия по какому-то вопросу и считаешь, что этот вопрос закрыт, и можно переходить к рассмотрению другого вопроса. При рассмотрении другого вопроса, например через две встречи, смотришь, армянская сторона вновь возвращается уже к согласованному вопросу. Поэтому переговоры идут сложно».
Между тем, в Армении отреагировали на заявления Мамедъяра. Так, по словам министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, «по причине деструктивной позиции Азербайджана нам не удалось принять пятистороннее заявление в ходе неофициальной встречи СМИД ОБСЕ в Алма-Ате».
В то же время в целом, по мнению Налбандяна, встреча в Алма-Ате была полезной, передает «Интерфакс».
Ссылаясь на совместное заявление глав МИД РФ, Франции и замгоссекретаря США, армянский дипломат отметил: страны-сопредседатели вновь напомнили, что карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе неприменения силы, территориальной целостности и самоопределения народов, в то время как Азербайджан «спекулирует лишь принципом территориальной целостности».
По словам главы МИД Армении, страны-посредники особо подчеркнули, что предложенные сторонам конфликта элементы представляют единое целое, а попытка выделить несколько элементов из них сделает невозможным достижение сбалансированного решения.
Как сообщал «Кавказский узел», сегодня в Алма-Ате главы МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ министры иностранных дел России и Франции Сергей Лавров и Бернар Кушнер, а также заместитель госсекретаря США Джеймс Стайнберг выступили с заявлением по итогам встречи с главами МИД Азербайджана и Армении Эльмаром Мамедъяровым и Эдвардом Налбандяном. Кушнер и Стейнберг выразили признательность за усилия президента РФ Дмитрия Медведева и главы МИД РФ Сергея Лаврова по преодолению разногласий между сторонами в ходе встречи президентов Азербайджана и Армении в Сочи 25 января 2010 года и в Санкт-Петербурге 17 июня 2010 года.
Также главы делегаций России, Франции и США подчеркнули, что усилия самих сторон конфликта были «недостаточными для преодоления разногласий», и выразили сожаление по поводу вооруженных инцидентов 18-19 июня и публичных заявлений с угрозами. Напомним, в ходе боестолкновений в ночь на 19 июня на севере Нагорного Карабаха погибли четверо армянских и один азербайджанский военный.
Применение силы привело к нынешнему состоянию, а повторное использование силы может привести лишь «к страданиям, разрухе, и продолжению конфликта и вражды на протяжении поколений», говорится в заявлении. В связи с этим международные посредники призвали Азербайджан и Армению к компромиссу для продолжения переговоров, а также отметили, что сторонам необходимы дополнительные меры для укрепления режима прекращения огня 1994 года.
В своем заявлении Лавров, Кушнер и Стайнберг еще раз подтвердили приверженность поддержке сторон в достижении мирного соглашения, подчеркнув, что главная ответственность за урегулирование карабахского конфликта ложится на лидеров Азербайджана и Армении.
Отметим, переговоры по карабахскому урегулированию ведутся на основе «Мадридских принципов», выдвинутых сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 года в Мадриде и обновленных в декабре в 2009 года в Афинах. Эти принципы вызвали критику как в Армениии и Азербайджане, так и в самом Нагорном Карабахе.