ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Таганский суд Москвы приговорил организаторов выставки "Запретное искусство-2006" к штрафам, Юрию Самодурову предстоит выплатить 200 тысяч рублей, Андрею Ерофееву - 150 тысяч.
Напомним, что суд признал организаторов выставки Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова виновными в возбуждении ненависти.
Приговор по делу о выставке "Запретное искусство" в Таганском суде Москвы начали зачитывать с небольшим опозданием, поскольку возле здания суда царил ажиотаж. Сами подсудимые пробились в зал заседания с большим трудом, передает корреспондент "Кавказского узла".
Зачитывая приговор, судья Светлана Александрова, в частности, сказала, что картина "Чеченская Мерелин" вызвала бурную реакцию представителей мусульманской общественности, которые призывали следствие и суд принять жесткие меры в отношении организаторов. Выставка была названа "безобразной, циничной, кощунственной".
Перед судьей на столе лежала большая пачка листков формата А4, она подробно и долго зачитывала точку зрения и позицию обвинения, а также показания свидетелей обвинения.
Возле здания суда царил ажиотаж
Полторы сотни православных, группу поддержки обвинения, милицейский кордон задерживал уже на входе во двор Таганского суда. Непосредственно на входе в здание был еще один милицейский кордон, который не пропускал уже фактически никого.
Руководитель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов так и не смог попасть в зал заседания, поскольку приставы ему объяснили, что в зале не осталось мест. Он предъявил удостоверение члена Совета при Уполномоченном по правам человека РФ, охранники посоветовались с начальством, после чего объявили, что не пустят Орлова.
С большим трудом в суд также попали руководители "Народного собора" Олег Кассин и Владимир Сергеев, инициировавшие дело против организаторов "Запретного искусства".
Тем временем в зал заседания суда попали десятки журналистов, художников и прочих небезразличных граждан. На скамье подсудимых, в клетке, находится 12 человек.
В самом зале очень душно и тесно. Кондиционера нет, открытые окна в до отказа набитом зале не помогают.
Во время чтения приговора из-за окна послышались звуки песнопений оставшихся снаружи православных.
Руководитель движения "За права человека" Лев Пономарев пришел с красной розой в руках. Цветы принесли и другие пришедшие. Большинство попавших в зал журналистов и правозащитников надеялись на оправдательный приговор.
Как сообщал "Кавказский узел", 21 июня в суде прошли прения сторон. Сторона обвинения в лице прокурора Александра Никифорова потребовала трех лет лишения свободы для подсудимых, поскольку, по его мнению, "их действия представляют общественную опасность и оскорбляют чувства православных верующих".
Ранее Андрей Ерофеев заявил, что конфликт, повлекший судебное разбирательство, произошел оттого, что "российское общество в большинстве своем не готово к пониманию современного искусства". Юрий Самодуров пояснил, что не желал никого оскорбить своей выставкой, а что касается работ, где задействована православная символика, то они направлены против коммерциализации РПЦ и не более того.
8 июля на пресс-конференции в Москве Ерофеев призвал судью "осознать истинный смысл конфликта и отказаться от вынесения несправедливого обвинительного приговора".
Выставка "Запретное искусство-2006" проводилась в марте 2007 года в Москве. На ней демонстрировались работы, которые в других местах были запрещены к показу. Так, часть работ касалась темы религии, где авторы сочетали христианскую символику и предметы культа с "объектами повседневности" и массовой культуры - Микки-Маусом, черной икрой, нецензурными надписями и т.д. При этом все экспонаты были скрыты от зрителей фальшстеной и рассмотреть их предлагалось только через специальные маленькие отверстия в ней. Целью мероприятия его организаторы назвали изучение проблем цензуры и самоцензуры в современном искусстве.
Правозащитники неоднократно выступали в защиту организаторов выставки. Уголовное дело, заведенное в отношении Самодурова и Ерофеева, упоминалось в докладе "Гражданское общество в антигражданских обстоятельствах. Безосновательные ограничения независимой общественной активности" Human Rights Watch, опубликованном в январе 2010 года.