ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ассоциация молодых юристов Грузии заявляет о том, что жилье для вынужденно переселенных лиц после августовской войны 2008 года построено некачественно. Таковы выводы организации после мониторинга расходования донорской помощи Грузии, из которой более 74 миллионов евро потрачено на строительство и реабилитацию жилья для беженцев.
Напомним, что в апреле специалисты из неправительственной организации "Международная прозрачность-Грузия" также пришли к выводу, что дома для беженцев, построенные после августовской войны 2008 года, уже сегодня находятся в плачевном состоянии, и через несколько лет там просто невозможно будет жить.
Как отмечается в отчете Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ), 4,55 млрд долларов было выделено Грузии 22 октября 2008 года на донорской конференции в Брюсселе. Из них 74,5 млн евро потрачено на строительство и реабилитацию жилья для беженцев. С этой целью правительство выделяло определенные средства фонду муниципального развития, министерству по делам беженцев и расселению и правлениям различных муниципалитетов.
По заключению АМЮГ, в большинстве случаев договоры на строительные работы домов для беженцев заключались путем договоренности с одним лицом, реже объявлялись тендеры. Преимущество в них отдавалось в основном двум компаниям - "Блок Джорджия" и "Нью энерджи", на долю которых приходится почти половина государственных финансовых ассигнований (37 400 000 лари).
По словам председателя АМЮГ Тамар Хидашели, обе компании являются “щедрыми” спонсорами "Единого национального движения". Так, в 2007-2008 годах "Блок Джорджия" правящей партии в качестве пожертвования передала 200 тысяч лари, а "Нью энерджи" - 130 тысяч. По словам Хидашели, это не является нарушением закона, но по этим показателям можно судить о тенденции. Председатель ассоциации говорит о том, что компании в тендерах участвовали нечестно.
“Они с самого начала представляли правительству нереально низкую цену для того, чтобы выиграть тендер, так как основной акцент делается именно на цену. А потом поднимали цену на обслуживание. В результате пострадали честные компании, которые с самого начала представляли реальные цены. Что касается качества исполненной работы, то в большинстве случае оно непропорционально относительно потраченных средств”, - заявила Хидашели, слова которой приводит радиостанция "Эхо Кавказа".
Хидашели говорит, что правительство заказывало исследования о состоянии окружающей среды в тех местах, где строятся дома. “То, что это являлось лишь формальностью, доказывает тот факт, что результаты были представлены после начала строительства. Правительство просто выбросило эти деньги на ветер”, - считает Хидашели.
Согласно контрактам, проявившиеся погрешности строительные компании должны были исправить собственными средствами в течение года, но этого не произошло. У компаний даже не требуют выполнения своих обязанностей, поэтому фонд муниципального развития на реабилитационные работы дополнительно выделил шесть миллионов долларов. Ассоциация молодых юристов намерена отправить свой доклад как прокуратуре, контрольной палате, так и организациям-донорам.
"Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что правительство проделало большой объем работ для обеспечения беженцев жильем, но в этом процессе имело место нарушение требований закона и несоответствующее выполнение договорных обязательств. Данные нарушения в конечном итоге привели к низкому качеству работ, что ставит под вопрос эффективность проведенных работ и целенаправленность израсходованных средств", - цитирует заключение АМЮГ агентство "Грузия Online".
О своих жалобах на условия проживания в новых домах рассказывают и сами переселенцы. Так, вынужденно перемещенный из Диди Лиахви Заур Зубашвили, пришедший на презентацию результатов мониторинга в горийский офис молодых юристов, говорит, что жизнь в коттеджах невыносима - зимой невозможно сохранить тепло, а летом застоявшаяся под полом вода, испаряясь, делает комнаты похожими на сауну.
“У меня ужасный радикулит. Нам нужны были еще мучения? Мало намучились? Это неогражденная тюрьма. Никуда не пойдешь и должен находиться в этой тюрьме”, - говорит Зубашвили.
О некачественном жилье говорит и жительница новостроек в Каралети Натия Човелидзе. “В домах потолок, стены и пол в плохом состоянии. Доски на полу отошли друг от друга, из расщелин растет трава. Крыша протекает, а стены разрушены. Очень тяжелая ситуация”, - рассказала женщина.
Тем временем власти Грузии отрицают нарушения при строительстве коттеджей для переселенцев. Финансирование строивших дома компаний происходило из специально созданного фонда муниципального развития. Руководитель технического департамента этого фонда Тенгиз Лакербая приветствует проведение мониторингов, так как, по его словам, таким образом проявляются погрешности. Однако Лакербая не согласен с некоторыми замечаниями АМЮГ.
“В их отчетах написано, что наши контракты выигрывали низкими ценами, а потом происходило искусственное увеличение суммы. Это абсолютно неприемлемо для нас, так как такого не происходило. Цена возросла, потому что увеличивался объем работы. Например, в первоначальных проектах ничего не говорилось о перекрытии дома, об обустройстве санузлов, покрытии полов плитками”, - заявляет Лакербая.
Как сообщал "Кавказский узел", беженцы в Грузии уже не раз выражали недовольство по поводу условий их проживания. Так, в поселке Хурвалети Горийского района Грузии, где проживают беженцы из Южной Осетии, жители жалуются на невыносимые условия жизни и уже покидают поселок. 24 декабря 2009 года беженцы из Южной Осетии провели акцию протеста, перекрыв участок железной дороги недалеко от Гори, требуя возобновления подачи электроэнергии. По словам участников акции, несколько дней из-за неуплаты им не подавалась электроэнергия.
Напомним, 18 ноября 2008 года международная организация Amnesty International заявила, что около 24 тысяч грузин, ранее проживавших на территориях Южной Осетии и приграничных с ней районов, и покинувших свои дома в результате военных действий в августе того же года, не могут вернуться на место своего проживания.