ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Правительство России предпринимает недостаточно усилий для защиты журналистов, считает Дуня Миятович, представитель ОБСЕ по свободе СМИ, участница международной конференции "Уроки гласности: журналистика и СМИ на постсоветском пространстве", прошедшей в Москве 16-17 июня 2010 года.
"В первую очередь необходимо обеспечить безопасность журналистов в "горячих точках", а затем и на всем остальном пространстве страны", - убеждена Миятович. Для того, чтобы ускорить решение этого вопроса, по ее мнению, "необходимо также активизировать усилия гражданского общества".
Как заявил корреспонденту "Кавказского узла" другой участник конференции, эксперт Центра экстремальной журналистики из Азербайджана Шахин Рзаев, "приходится работать в жутких условиях". "Но мы сдаваться не собираемся", - сказал он и добавил: "Наша главная проблема - давление на журналистов посредством судов".
По словам Рзаева, авторы критических публикаций в СМИ, направленных против высокопоставленных чиновников, имеют все шансы оказаться на тюремных нарах. "Дело дошло уже до Интернета - последнего островка гласности, - говорит Шахин. - Недавно по вымышленному обвинению арестовали двух блогеров, занимавшихся альтернативной журналистикой".
Журналистам угрожают, обещая "разобраться" за критические материалы, которые, в конечном итоге, так и не доходят до читателя. "Власть имеет полный контроль над всеми без исключения СМИ. Альтернативным источником информации были радио "Свобода", BBC, Голос Америки. Но с января прошлого года власти приняли решение остановить вещание этих каналов", - напомнил Рзаев.
В Грузии ситуация со СМИ не такая плачевная, как в Азербайджане, утверждает Тенгиз Аблотия, эксперт Центра экстремальной журналистики. По его словам, в стране можно свободно критиковать действующую власть, из семи-восьми издаваемых в Грузии газет только одна является "проправительственной", остальные - независимые.
"Газетчики соревнуются между собой: кто сильнее укусит власть? Это их стиль жизни, - продолжает Аблотия, - они находятся в оппозиции любой власти: Шеварднадзе, Саакашвили, будут оппонировать и следующему президенту. Они искренне считают, что их функция заключается именно в этом".
Иначе, говорит Аблотия, обстоит дело на телевидении: в стране действует четыре телекомпании, две из которых поддерживают нынешнюю власть, а две - оппонируют ей. "Вы можете войти в любой дом, в любое учреждение, в котором смотрят телевизор, и по тому, какая телекомпания вещает, вы сразу поймете политические пристрастия телезрителей", - рассказывает эксперт. По его словам, правительственные телекомпании имеют более мощную финансовую и техническую поддержку, оппозиционные - зашкаливающий боевой дух и постоянную аудиторию.
При этом за выражение недовольства действиями региональной власти журналиста могут по телефону обругать нецензурной бранью. "Был случай, когда журналист подрался с главным героем своего материала в ресторане", - вспоминает эксперт.
Директор Центра экстремальной журналистики, один из авторов инициативного проекта закона "О печати и других средствах массовой информации" Михаил Федотов считает, что на Кавказе ситуация со свободой слова различна: "В Ростовской области и в Ставропольском крае ситуация не совсем плохая: там, где есть борьба с независимыми СМИ, значит, они есть. Там, где нет независимых СМИ, - там бороться не с кем".
Федотов сказал, что ему ничего не известно о существовании свободных средств массовой информации в Чеченской Республике: "Думаю, это связано с политическим режимом. Вспомним убийство Натальи Эстемировой. Кто это сделал? Это сделали преступники. Как их зовут? Мы не знаем. Кто в этом заинтересован? Мы знаем. Те, кто не желает соблюдать права человека в Чечне. Кто не желает? Кто борется с правозащитниками? Есть логические связи".
Ситуация в Дагестане в смысле свободы СМИ, по мнению Федотова, значительно лучше, потому что "там есть независимые СМИ - газеты "Черновик" и "Настоящее время". Да, с ними идет борьба: их прессуют, таскают по судам, но они существуют".
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, как, по его мнению, выглядит ситуация со свободой слова в СМИ на Кавказе, модератор международной конференции, тележурналист Владимир Познер сказал: "Я там не был, ничего не могу сказать. Но мне кажется, что в Чечне не очень сильно развита свобода слова. Я думаю, что проблемы там острее: там больше стрельбы, больше крови, поэтому журналисту там опаснее".
Напомним, международная конференция "Уроки гласности: журналистика и СМИ на постсоветском пространстве", посвященная 20-летию принятия Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации", ставшего первым в стране законом, реально гарантировавшим свободу прессы, состоялась в Москве 16-17 июня.
Конференция была организована Союзом журналистов России, факультетом журналистики МГУ, Центром экстремальной журналистики, при содействии Фонда первого президента России Б.Н. Ельцина и компании "РЕНОВА Стройгрупп". Мероприятие прошло в Центральном Доме журналистов.
В работе конференции приняли участие генеральный секретарь Международной федерации журналистов Айдан Уайт, представители Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины, Эстонии. В составе делегаций бывших союзных республик - министры, парламентарии, известные журналисты, ученые, общественные деятели.