ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Министерстве регионального развития РФ 7 июня состоялась встреча по вопросу о компенсациях за жилье в Чечне. Как рассказала руководитель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, чиновники сообщили о том, что способны подсчитать сумму проекта только к июлю, и попросили отсрочку.
О необходимости вернуться к решению давнего и наболевшего вопроса о компенсациях жителям Чечни руководитель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина сказала президенту РФ Дмитрию Медведеву на встрече с правозащитниками 19 мая.
"Помимо вопросов, напрямую касающихся Северного Кавказа, я подняла вопрос людей, которые покинули Чечню из-за войны и не намерены туда возвращаться. Некоторые из них не получали никакой компенсации за оставленное там отказное жилье", - рассказала правозащитница.
Она напомнила о том, что первое постановление о компенсациях жителям Чечни было принято правительством России 30 апреля 1997 года. Согласно этому документу, компенсация на семью составляла приблизительно 20 тысяч долларов, или, в переводе по курсу того времени, 120 тысяч рублей.
Размер выплаты определялся по формуле: число членов семьи умножить на число метров, необходимых на одного человека, и на среднюю по России стоимость одного квадратного метра. Но было дополнение: "не более 120 тысяч рублей".
В 1997 году на 120 тысяч рублей можно было приобрести средней цены квартиру для семьи из пяти человек. Произошедший в 1998 году дефолт значительно усугубил ситуацию. Сейчас на эту сумму невозможно приобрести жилье и на одного человека.
"Получив компенсацию до дефолта, одна из наших сотрудниц добавила немного и на эти деньги купила себе в "хрущевке" скромную квартиру, где до сих пор живет их семья из четырех человек. Но таких были единицы. Потом эта сумма стала составлять всего лишь четыре тысячи долларов. То есть, почти ничего. В итоге большинство людей так и не решило свою проблему. Кроме того, многие так и не отказались от своего жилья в Чечне, потому что либо они хотели вернуться, либо вернуть свои квартиры или дома, которые они строили, вкладывая в них душу. У некоторых эти квартиры даже не пострадали. Сейчас они, возможно, хотят их вернуть в собственность и продать или жить там. А оказывается, что в Чечне эти квартиры уже кому-то подарены, отданы, проданы", - говорит Ганнушкина.
Все это правозащитница изложила на встрече с чиновниками Минрегионразвития.
За прошедшие годы многие, кому полагалась компенсация, согласились и на четыре тысячи долларов, потратили эти деньги на жизнь или на лечение - ведь многие беженцы имели ранения или нуждались в операциях. В итоге проблема жилья для них осталась нерешенной. Ганнушкина описала все обстоятельства в письме к президенту и вполне удовлетворена теми поручениями, которые он дал Минрегионразвития для решения вопроса.
"Надо сказать, четыре года назад такое же поручение Минрегионразвитию давал Путин. И ничего с места так и не сдвинулось. Замечу, что указания, которые дает Медведев, имеют какое-то развитие. Разница ощутима. Видимо, ставятся конкретные сроки. На встрече в министерстве я увидела, что поручения президента начинают выполняться", - отметила правозащитница.
Она описала механизм взаимодействия с чиновниками. "Уже не по первому такому поручению мне звонят два контактера - то министерство или ведомство, которому это поручено, и сразу после этого - представители администрации президента. Видимо, Медведев дает конкретные поручения своей администрации, а во-вторых, назначается ответственная за это структура", - рассказала Ганнушкина и добавила, что в ходе разговора стороны определяют действия, которые будут предприняты в первую очередь, и договариваются о встрече.
Человек может какое-то время очень скромно питаться, не покупать себе вещи. Но без крыши над головой он не может.
7 июня в Минрегионразвития, по словам Ганнушкиной, обсуждалась тема запросов в регионы с предложением оценить ситуацию с бывшими жителями Чечни, не успевшими получить полноценную компенсацию. Это необходимо, считает правозащитница, чтобы подсчитать сумму всего проекта. Как рассказала Ганнушкина, чиновники в ответ попросили отсрочку и сообщили, что способны сделать соответствующие подсчеты только к июлю.
Представители министерства обязались вести активную работу по поиску нуждающихся и к концу года доложить о развитии ситуации на правительственной комиссии по миграционной политике. Ганнушкина, которая является членом этой комиссии, выразила готовность составлять план работы.
Кроме того, она сообщила, что после встречи в министерстве ей позвонили из администрации президента и поинтересовались ее видением дальнейшего решения проблемы. Она предложила создать рабочую группу для обсуждения ситуации с участием НПО и чиновников Минрегиона и Минфина.
"Очень часто многие предложения разбиваются об отказ Минфина. Пусть эта структура с самого начала чувствует себя за это ответственной. Как я полагаю, из прежнего постановления надо изъять "потолок", максимальную сумму компенсации, а оставить только формулу, по которой вычислялась необходимая сумма выплаты. Надо было лишь вычеркнуть этот пункт: "но не более 120 тысяч", - говорит правозащитница.
Совершенно очевидно, считает она, что эта проблема быстро не решится, потому что нужно было еще в 1998 году, когда произошел дефолт, проводить индексацию, не ссылаясь на то, что надо было индексировать пенсии, зарплаты. Тогда беженцы из Чечни еще не обустроились, и подсчитать их было легко, потому что они либо еще не получили эту компенсацию, стояли на учете в миграционной службе, либо имели некую "форму номер семь" для людей в экстренной ситуации. У них тогда были все документы на руках", - подчеркнула правозашитница.
"Человек может какое-то время очень скромно питаться, не покупать себе вещи. Но без крыши над головой он не может. Эта проблема была очень остра тогда, и поэтому можно было другим людям объяснить, почему именно эта сфера индексируется, в отличие от всего остального", - добавила Ганнушкина.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", местные жители считают, что денежные компенсации за утерянные в ходе военных действий жилье и имущество не соответствуют существующим на данный момент ценам на недвижимость и требуют индексации.
Людей также не устраивает, что процесс выплат денежных компенсаций затянулся на многие годы и влечет за собой множество бюрократических формальностей.
По данным Департамента отраслевого финансирования министерства финансов Чечни, с начала года компенсации за утерянное жилье и имущество получили 2700 жителей республики.
Согласно информации чеченских властей, в этом году на выплату денежных компенсаций жителям Чечни за утерянное в ходе военных действий жилье и имущество из федерального бюджета было выделено два миллиарда 800 миллионов рублей. Треть этой суммы - 945 миллионов рублей - по официальным данным, уже выплачена гражданам в первом квартале. До конца года компенсации должны получить еще 5300 человек.
Как сообщил начальник Департамента отраслевого финансирования Минфина Чечни Усман Рассуханов, индексация суммы компенсации на сегодняшний день не ожидается, несмотря на то, что этот вопрос неоднократно поднимался на федеральном уровне.