ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Бывший министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян выразил убеждение в том, что сегодня невозможно возобновление войны в зоне карабахского конфликта, так как, по его мнению, в регионе существует баланс сил. С ним согласен политический обозреватель информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян, который также указывает на то, что все внешние игроки остаются последовательными сторонниками урегулирования конфликта мирными средствами и противниками возобновления войны.
"На данный момент я исключаю военное решение конфликта, но никогда нельзя говорить никогда", - заявил сегодня экс-глава армянского МИДа, возглавлявший ведомство с 1996 по 1998 годы.
Александр Арзуманян отметил, что нынешний баланс сил в регионе не позволит начаться войне: "Война возможна, если переговоры зайдут в тупик, пока же они протекают в русле мирного урегулирования".
Аналогичную точку зрения высказал в интервью с корреспондентом "Кавказского узла" политический обозреватель информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян. По его словам, несмотря на множество прогнозов о возможности возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта, вероятность возобновления боевых действий остается низкой.
"Реальных причин тому несколько, но я выделю две основные: по-прежнему сохраняется военный паритет между противоборствующими сторонами, и второй фактор - все внешние игроки остаются последовательными сторонниками урегулирования конфликта мирными средствами и противниками возобновления войны", - говорит Давид Петросян.
Эксперт Центра общественных связей и информации аппарата сотрудников президента Армении Ален Гевондян, комментируя постоянно звучащие со стороны официального Баку заявления о том, что их военный бюджет в несколько раз превышает бюджет Армении, заметил: "Армения, будучи членом ОДКБ, покупает боеприпасы по внутренним ценам стран-производителей, а Азербайджан покупает их по высоким ценам, в результате чего сохраняется паритет". Кроме того, по мнению эксперта, сверхдержавы не допустят, чтобы конфликт был разрешен военным путем.
Другим важным фактором, по словам Алена Гевондяна, является психологический. "В азербайджанской армии за последние несколько лет, несмотря на режим прекращения огня, погибло несколько тысяч солдат. Это означает, что в армии этой страны есть существенная, серьезная психологическая проблема. А войну выиграют, в первую очередь, благодаря психологическому, и только потом физическому фактору", - подчеркивает эксперт.
Ранее в интервью корреспонденту "Кавказского узла" экс-министр обороны, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян относительно возможности возобновления военных действий заявил: "Конечно, Азербайджан хотел бы военным путем решить этот вопрос. Но сегодня для этого нет соответствующих предпосылок: ни с точки зрения соотношения сил, ни с точки зрения военно-политической обстановки в регионе".
Вагаршак Арутюнян говорит, что страны, которые вложили в нефтяной консорциум большие суммы, не заинтересованы в возобновлении военных действий. "Нефтепровод проходит в нескольких десятках километрах от линии соприкосновения, что при современных условиях и средствах вооружения, конечно, не дает никакой гарантии для безопасности нефтепровода. Отсюда и естественное отношение к возможности возобновления войны стран-участниц консорциума и тех стран, которые пользуются услугами нефтепровода", - отмечает собеседник.
Относительно того, зависит ли напрямую боеспособность азербайджанской армии от военного бюджета, экс-министр обороны ответил, что здесь важно то, насколько эффективно будет использоваться каждый доллар для обеспечения технической и другой боеготовности армии.
"Я хочу вернуться к началу военных действий. Тогда Азербайджан по разным видам вооружения имел преимущества по сравнению с Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой в 20-30 раз, но ему не помогла ни экономическая, ни военная мощь, потому что это лишь часть факторов, которые влияют на исход войны. Так, многое зависит от уровня подготовки офицерских кадров, от морально-психологического состояния населения страны, от того, насколько эффективно будет переведен экономический потенциал на военный и пр.", - продолжает Арутюнян.
Он уверен, что все эти факторы в конечном итоге и определяют боеспособность армии, а не только количество техники и вооружения. "Когда мы смотрим на расходы и сравниваем бюджеты Армении и Азербайджана, то здесь надо учитывать, что для защиты интересов и безопасности Азербайджана естественно нужно больше, ибо у них и границы длиннее. Кроме того, у Азербайджана есть флот, а содержание флота очень дорого обходится. Думаю, что очень тяжело использовать флот Азербайджана против Армении и НКР",- отметил генерал-лейтенант.
Напомним, 21 мая министерство обороны Азербайджана организовало поездку группы местных журналистов на линию соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армении на Тертерском направлении. Глава пресс-службы Минобороны Эльдар Сабироглу в ходе этой поездки отметил, что, "несмотря на приверженность Азербайджана мирным средствам урегулирования конфликта, переговорный процесс не может быть вечным". По его словам, "пока азербайджанские земли под оккупацией, Азербайджан будет усиливать свою военную мощь".
Как заявил Сабироглу, Армения находится в сложной экономической ситуации, и это отражается на состоянии ее вооруженных сил. Он выразил уверенность, что в случае возобновления военных действий они завершатся "неизбежным поражением Армении". На его взгляд, Азербайджан многократно превосходит Армению по ресурсам, боеспособности вооруженных сил и моральному духу военнослужащих.
Президент и Верховный главнокомандующий вооруженными силами Азербайджана Ильхам Алиев 23 апреля на совещании, посвященном вопросам военного строительства, заявил, что Азербайджан привержен мирным средствам урегулирования карабахского конфликта, но если дипломатические средства разрешения проблемы будут исчерпаны, то не исключается и военный путь освобождения "оккупированных Арменией территорий".
Как уже сообщал "Кавказский узел", 17 мая на пресс-конференции в Баку после окончания переговоров с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что армянская сторона должна выразить свою позицию на обновленный вариант "Мадридских принципов". "Либо она даст положительный ответ на предложение, сделанное Россией, Францией и Америкой, и тогда мы приблизимся к решению вопроса. Либо же будет дан отрицательный ответ, и, таким образом, процесс переговоров будет нарушен, между Арменией и Азербайджаном может начаться новый период", - считает Ильхам Алиев.
В настоящее время переговоры по карабахскому урегулированию ведутся на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 г. в Мадриде и обновленных в декабре в 2009 г. в Афинах.
Мадридские принципы активно критиковались всеми участниками конфликта: Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. А о необходимости урегулирования карабахского конфликта в этом году заявил ранее спецпредставитель председателя ПА ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Горан Ленмаркер, подчеркнув, что решение должно носить исключительно мирный характер. По его словам, это вполне возможно.
Армянский политолог Самвел Мартиросян ранее отметил, что Азербайджан принимает "Мадридские принципы", детали которых раскрыл 15 марта глава МИД Азербайджана Мамедъяров, с одной очень важной оговоркой - Карабах может быть только в составе Азербайджана, пусть даже и с самой широкой автономией. В то же время, говорит политолог, Армения также признает основные "Мадридские принципы", однако со своим основным предусловием - Карабах ни в коем случае не может быть в составе Азербайджана, о чем заявляется постоянно.