16:42 / 28.04.2010В Азербайджане эксперты не считают, что декларация религиозных лидеров изменит ситуацию в Карабахе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Азербайджане политики и эксперты без особого восторга комментируют подписание в рамках прошедшего 26-27 апреля в Баку международного форума "Глобализация, религия, традиционные ценности" духовными лидерами Азербайджана, Армении и России Бакинской декларации, в которой говорится о роли религиозных деятелей в содействии карабахскому урегулированию.

"Конечно, проведение саммита в Баку с точки зрения развития межрелигиозного диалога является позитивным событием", - сказал глава Центрального аппарата партии "Мусават" Ариф Гаджилы.

Однако Гаджилы критически оценил приглашение на саммит главы Армянской церкви Гарегина II и проведение встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России. Подписание по итогам этой встречи Бакинской декларации никакого позитивного влияния на карабахское урегулирование не окажет, ибо, считает он, Армянская церковь оказала идейное вдохновение сепаратизму в Нагорном Карабахе и в начале конфликта оказывала ему финансовую поддержку.

Схожее мнение высказал и лидер партии "Классического" народного фронта Азербайджана (ПННФА) Мирмахмуд Миралиоглу. "Азербайджан является толерантным государством, и в этом смысле приглашение религиозных лидеров со всего мира вполне нормально. Однако участие на саммите в Баку Гарегина II было неуместным, потому, что Армянская церковь сыграла немаловажную роль в разжигании карабахского конфликта", - считает Миралиоглу.

Армянская церковь должна прежде всего объяснить своему народу необходимость жить со своими соседями в мире.

Председатель Демократической партии Азербайджана (ДПА) Сардар Джалалоглу отметил, что в современном мире все более возрастает роль религиозных лидеров в решении региональных и глобальных проблем ввиду кризиса в системе международных политических отношений. Но он скептически оценивает вероятность позитивного влияния религиозных деятелей на карабахское урегулирование.

"Армянская церковь оказала большое влияние на формирование идеологии армян как нации, ведь эту религию исповедуют только армяне. Поэтому в территориальных притязаниях армян к соседям - Турции и Азербайджану немаловажную роль сыграла Армянская церковь. Для нормализации ситуации в регионе Армянская церковь должна прежде всего объяснить своему народу необходимость жить со своими соседями в мире, отказаться от территориальных претензий к ним", - сказал Джалалоглу.

Бакинский аналитик, глава Центра исследований "Атлас" Эльхан Шахиноглу отметил, что подобные трехсторонние встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России были и раньше, и "на них с пафосом говорилось о мире, нормализации отношений между народами", но они никаких серьезных результатов в плане позитивного воздействия на карабахское урегулирование не имели. "Правда нынешняя встреча отличается от предыдущих приездом в Баку главы Армянской церкви. Однако мирные призывы и позитивные высказывания Гарегина II это не более чем дань этикету", - считает эксперт.

На его взгляд, реальное влияние религиозных лидеров, институтов гражданского общества на процесс карабахского урегулирования может быть, если на государственном уровне будут достигнуты хотя бы предварительные договоренности о мире.

Однако, по мнению главы Общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдара Намазова, бакинский саммит и проведенные в его рамках отдельные встречи религиозных лидеров "могут сыграть важную роль в поддержке усилий политических лидеров в достижении мира и стабильности на Кавказе". "Конечно, решения принимаются политиками. Но они не смогут реализовывать свои планы без общественной поддержки, и при этом ведущая роль принадлежит духовным лидерам", - считает Намазов.

Эльдар Намазов подчеркнул, что собрание представителей мировых религий особенно важно в условиях, когда в мире наблюдаются попытки использовать религиозный фактор для прикрытия различных террористических и других экстремистских действий. При этом Намазов позитивно оценил факт участия в саммите Гарегина II, несмотря на то, что "в Армении и Азербайджане было немало противников этого".

По мнению эксперта, это особенно важно с учетом того, что переговорный процесс при посредничестве Минской группы ОБСЕ "подошел к очень важной развилке", когда на стадии подписания находятся обновленный вариант "Мадридских принципов" и инициативы по нормализации армяно-турецких отношений.

Декларация может быть принята как руководство к действию со стороны светской власти обеих стран.

Отметим, что местные СМИ в основном ограничились публикацией информационных материалов о визите Гарегина II и только некоторые оппозиционные газеты опубликовали небольшие критические комментарии.

Агентство Turan в аналитической заметке, посвященной визиту Гарегина II, обращает внимание на то, что буквально накануне этого события "Баку и Ереван демонстрировали непримиримость позиций по карабахскому урегулированию". "В Ереване Католикос отпевал жертв 1915 года, а Ильхам Алиев провел знаменательную встречу с руководством Министерства обороны", - отмечает агентство Turan.

"Поэтому смена темы и тона с полемической на диалоговую после 24 апреля (в Армении этот день отмечается как День геноцида армян, прим. "Кавказского узла") была неожиданной. "В армянских СМИ серьезно сомневались в возможности визита Гарегина II в Баку, а в азербайджанской прессе эта тема вовсе не обсуждалась - как невозможная, - далее отмечает агентство. - Отношения между двумя странами заметно обострились после подписания Ереваном и Анкарой мирных соглашений осенью прошлого года. Баку выступил против ключевого вопроса соглашения - открытия армяно-турецкой границы и практически торпедировал его. Сдержанная оценка визита Гарегина II армянской и азербайджанской прессой и общественностью показывают, что принятая религиозными лидерами Азербайджана, Армении и России декларация может быть принята как руководство к действию со стороны светской власти обеих стран".

В этой связи упоминаются слова Гарегина II о том, что "долгом священнослужителей является поддержка президентов в этих мирных переговорах". "Мы хотим, чтобы армяне и азербайджанцы вновь сосуществовали и жили вместе, чтобы, как прежде, были открыты границы и налажены широкие связи", - цитирует агентство армянского Католикоса.

По мнению издания, в Баку к такому диалогу готовы, о чем и свидетельствует "приглашение Гарегина II в Азербайджан и встреча с Ильхамом Алиевым". "Можно ожидать, что в обеих столицах будет меньше военной риторики, и Армения будет готовиться к приему главы Управления мусульман Кавказа, Шейхульислама Аллахшукюра Пашазаде на следующем религиозном саммите в Ереване", - подчеркивает агентство Turan.

По данным того же агентства, в ходе встречи президента Ильхама Алиева c Гарегиным II поднял вопрос о реставрации армянской церкви в Баку. Согласие главы Азербайджана на эту просьбу было получено.

В свою очередь, по данным телеканала ANS, Католикос всех армян довел до внимания президента Азербайджана, что уже принято решение о восстановлении мечети в Шуше в Нагорном Карабахе. Согласие главы Азербайджана на эту просьбу было получено.

Визит Гарегина II в Баку вызвал и открытые протесты. Группа женщин - членов Организации освобождения Карабаха - провела акцию протеста перед зданием Дворца "Гюлистан", где проходил саммит. Участницы акции держали в руках портреты женщин и детей, убитых при захвате армянскими войсками в феврале 1992 года города Ходжалы, а также многочисленные лозунги, осуждающие оккупацию Арменией азербайджанских земель. К участницам акции вышел руководитель общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов и выслушал их претензии. Затем вмешалась полиция и увезла участниц с места проведения акции на машинах.

В ходе встречи следовало бы коснуться проблем, с которыми сталкиваются религиозные общины.

По мнению главы Центра защиты свободы совести и вероисповедания (DEVAMM) Ильгара Ибрагимоглу, визит Гарегина II в Баку является вопросом, создающим своей неожиданностью в той же степени "новую ситуацию", что и "турецко-армянские протоколы". В то же время, по его словам, бакинский саммит продемонстрировал влияние главы Русской православной церкви Кирилла, и в частности обладание им таким авторитетом и возможностями, чтобы привезти в Азербайджан главу Армянской церкви впервые за период после начала карабахского конфликта в конце 1980-х гг.

В целом, Ибрагимоглу позитивно оценил прошедший саммит с точки зрения демонстрации мировому сообществу толерантности азербайджанского народа и развития межрелигиозного диалога в целом. Вместе с тем, Ибрагимоглу считает, что власти Азербайджана для подтверждения своей приверженности принципам толерантности должны прекратить факты давления на верующих и снос и закрытия мечетей, а также давление на нетрадиционные христианские группы, что имело место в прошлом году.

"Я не был приглашен на саммит и потому мне трудно его комментировать", - в свою очередь сказал глава религиозной общины "Евангелистские христиане баптисты" Азербайджана Илья Зинченко. Конечно, продолжил он, сама идея встречи представителей различных религий полезна с точки зрения диалога между ними и развития взаимного доверия. "Но, судя по сообщениям СМИ, бакинский саммит оказался больше политическим мероприятием, чем религиозным. Конечно, было приятно слышать хорошие слова в адрес нашей страны, но в ходе встречи следовало бы коснуться проблем, с которыми сталкиваются религиозные общины", - сказал Зинченко.

Он также считает преувеличенными заявления о действенности роли религии в борьбе с наркоманией, терроризмом. "Для этого есть силовые структуры. Мы же, религиозные деятели, можем только словом воспитывать у прихожан чувства добра, мира, терпимости. Но этим мы и так занимаемся", - сказал Зинченко.

"Меня на такого рода мероприятия не приглашают", - сказал глава религиозной общины мечети "Абу Бекр" в Баку Гамет Сулейманов. "Но в принципе подобные межрелигиозные встречи полезны. Ведь радикализм есть не только у мусульман, но и у христиан, идуеев и в других религиях. Поэтому диалог полезен с целью консолидации усилий против религиозного радикализма", - добавил он. Сулейманов также затронул проблемы верующих в Азербайджане, напомнив, что мечеть "Абу Бекр" с августа 2008 года (тогда в мечеть была брошена граната и власти закрыли ее под предлогом обеспечения безопасности, прим. корреспондента "Кавказского узла") остается закрытой.

По словам Сулейманова, община мечети не может получить перерегистрацию. "Не только наша община, но и другие салафитские (суннитское течение в исламе, последователей, которых называют и ваххабитами, однако они сами так не считают - примеч. "Кавказского узла") общины не могут получить регистрацию", - сказал Сулейманов, отметив, что судебные органы Азербайджана жалобы общины на открытие мечети "Абу Бекр" не удовлетворили.

На вопрос обратится ли община в Страсбургский суд, Сулейманов сказал, что вопрос пока изучается. "Нет уверенности, что если даже Европейский суд примет решение в нашу пользу, оно будет исполнено", - сказал Сулейманов.

Как уже сообщал "Кавказский узел", 26-27 апреля в Баку прошел саммит религиозных лидеров мира "Глобализация, религия, традиционные ценности". В рамках саммита состоялась трехсторонняя встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде и Католикоса всех армян Гарегина II, по итогам которой была подписана Бакинская декларация.

В декларации отмечается, что религиозные лидеры приветствуют "акты доброй воли сторон, освобождение пленных" и призывают как политических, так и религиозных деятелей активизировать усилия в "этом благородном и гуманном процессе".

Авторы декларации отметили, что проводимые до сих пор встречи в подобном формате способствовали прекращению военной стадии армяно-азербайджанского конфликта и помогли избежать перехода конфликта в межрелигиозное противостояние.

Религиозные лидеры призвали не допустить возврата к решению спорных вопросов военным путем.

Заключительный документ был принят и по итогам общего саммита религиозных лидеров. Он призвали традиционные религиозные общины противостоять идеям экстремизма и терроризма.

Автор:Фаик Меджид