ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Во Владикавказе 23 апреля состоялась научно-практическая конференция на тему "Коррупция - угроза национальной безопасности. Современные концепции противодействия коррупции в органах государственной власти и обществе в Республике Северная Осетия - Алания".
Инициаторами проведения конференции стали Совет по противодействию коррупции при главе республики, региональное отделение ассоциации юристов России, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований СОИГСИ. В обсуждении темы приняли участие представители правоохранительных органов, общественных организаций, республиканских министерств и органов местного самоуправления.
Согласно сведениям правоохранительных органов, за два прошедших года в Северной Осетии выявлено более 1200 правонарушений коррупционной направленности. По выявленным преступлениям после соответствующей проверки было возбуждено 590 уголовных дел. Как отметил секретарь Совета по противодействию коррупции Ахсар Каллагов, из числа возбужденных уголовных дел в суды с обвинительным заключением поступило лишь 57, из которых судами по состоянию на 1 января 2010 года рассмотрено 49, а восемь дел находятся на стадии рассмотрения.
"Восьми осужденным определены минимальные сроки отбывания наказания в исправительных колониях, остальные приговорены к условным мерам наказания. Наказания получили один менеджер, два продавца и два рядовых милиционера", - озвучил данные Каллагов.
Приведенные результаты, по его мнению, являются более чем скромными для многочисленного отряда оперативных работников милиции и специалистов следственных подразделений прокуратуры.
В целях разъяснения законодательства, оказания бесплатных юридических услуг, практической помощи гражданам Советом по противодействию коррупции открыта общественная приемная, куда два раза в месяц могут обращаться жители Северной Осетии. Несмотря на предпринятые меры, Каллагов отметил, что продолжает оставаться актуальной проблема взаимосвязи населения и правоохранительных органов, когда речь идет о борьбе с коррупцией.
"В обращениях граждан мы реже встречаем конкретные фамилии, конкретных должностных лиц и сообщения о конкретных коррупционных проявлениях. Мало кто изъявляет желание сделать об этом заявление. Многие обращения анонимны, не содержат данных об их авторах", - указывает Каллагов.
Отсутствие заявителей и, как следствие, серьезные препятствия в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, причастных к преступлениям коррупционной направленности - на это обстоятельство также обратил внимание начальник отдела республиканской прокуратуры Аслан Кайтуков. В качестве примера он привел большое количество жалоб поступающих от студентов. Однако когда по поступающей информации приходится разбираться, выясняется, что в значительном количестве обращений фигурируют вымышленные фамилии.
Что касается фактов уголовного преследования взяточников, Кайтуков назвал ряд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс: "Среди фигурантов уголовных дел заместитель начальника отдела Роспотребназдора главный государственный инспектор УФНС по Моздокского району, двое сотрудников МЧС, ведущий специалист министерства промышленности и транспорта. Есть несколько уголовных дел в отношении глав муниципальных образований, которые находятся на стадии расследования".
Склонность к коррупционным действиям чаще всего проявляют сотрудники надзорных и контролирующих ведомств, и если чиновник имеет полномочия в области выдачи лицензий, разрешений и регистрации, то превышение таких полномочий ведет к коррупционным преступлениям, отмечает Кайтуков. За взяточничество осуждены и находятся в колонии поселении бывший главный архитектор г. Моздок, ведущий специалист республиканского комитета по государственному регулированию алкогольной и безалкогольной продукции - в полномочия последнего входила выдача документов на право торговли алкогольными напитками.
По словам первого заместителя председателя парламента Северной Осетии Станислава Кесаева, в настоящее время необходима нравственная оценка коррупции как антиобщественного явления. Региональное отделение ассоциации юристов, которую возглавляет Кесаев, сосредоточилось на изучении коррупционных проблем получения образования, начиная от низшего звена и завершая высшим. Также пристального внимания требуют коррупционные проявления в муниципальной и государственной службе.
"В процессе обсуждения бюджета неизменно внимание депутатского корпуса акцентируется на том, что в республике много карьеров и нерудных источников, которые не приносят пользу бюджету. Они приносят пользу другим. И от того, что мы не называем проблему своим именем, ничего не меняется", - пояснил Кесаев.
"В первую очередь коррупция - это проблема нравственная", - убежден первый вице-спикер парламента.
Политическая коррупция имеет место на стадии разработки закона, административная коррупция возникает на стадии его реализации - такая модель задает возможность коррупции во всех государствах, но вопрос всегда заключается в масштабах коррупции, считает ведущий научный сотрудник СОИГСИ Маргарита Кулова.
При этом Кулова также обратила внимание на существование нескольких подходов к тому, как бороться с коррупцией. Ссылаясь на мнение известного российского экономиста, академика Дмитрия Львова и его последователей, она отметила, что в основе коррупции находится заработная плата как стоимость рабочей силы, которая должна позволить человеку компенсировать затраченные усилия.
"Если заработная плата не позволяет этого делать, то, естественно, появляется поле для коррупции. На протяжении нескольких постсоветских десятилетий сторонники этого подхода считали, что борьбу с коррупцией надо начинать с реформирования системы оплаты труда", - сказала Кулова.
По словам Куловой, в числе негативных последствий коррупции - рост теневой экономики, что препятствует поступлению налогов и сокращению финансовых рычагов управления.
"Безусловно, также происходит деформация государственных расходов, потому что те, кто лоббирует свои интересы, не всегда направляет ресурсы в приоритетные отрасли хозяйства. Рост цен во многом определяется ростом коррупционного дохода. На мой взгляд, рост инфляции обусловлен не только произволом естественных монополий, но и с ростом валового продукта, растет и суммарный коррупционный доход, а это в свою очередь ведет к росту цен", - подчеркнула ведущий научный сотрудник.
"Коррупция выступает источником роста цен, но об этом мало говорят", - резюмировала она.
Существующий успешный опыт борьбы с коррупцией основан на трех главных инструментах, считает заместитель руководителя регионального отделения ЛДПР Руслан Дзалаев - это политическая конкуренция, когда каждой партии выгодно друг друга уличить, прозрачность власти и ее отчетность, свобода слова, когда до граждан правдиво доводят всю информацию о происходящем.
Отметив важность реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранении, сельском хозяйстве и в строительстве жилья, Дзалаев указал, что надзор и контроль над их реализацией должны осуществлять оппозиционные партии.
"Активисты нашей партии считают, что правительство должно быть коалиционным. Основная работа правительства и парламента - это формирование бюджета республики, его увеличение и контроль над распределением средств, к примеру, в таких важных сферах как образование и здравоохранение. Если правительство коалиционное, как во многих странах, то это важный фундамент политической конкуренции", - сказал Дзалаев.
Что касается практической работы по борьбе с коррупцией, один из руководителей регионального отделения ЛДПР напомнил, что в настоящее время в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах в режиме он-лайн реализуется проект бесплатной правовой помощи водителям. Презентации проекта состоялись в Пятигорске, Нальчике, Краснодаре, Владикавказе и Геленджике.
"До сих пор, как минимум, половина наших водителей не отличает протокол от постановления - именно поэтому важно поднять уровень правовой грамотности граждан, что будет способствовать борьбе с коррупцией", - пояснил Дзалаев.
Участники научно-практической конференции отметили, что неэффективность мер по борьбе с коррупцией снижает уровень доверия населения к власти, свидетельствует о низкой состоятельности общественных организаций, их возможности влияния на принимаемые решения.