ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Трое родных братьев ингушского оппозиционера Магомеда Хазбиева, Махмуд, Али и Берд, были вызваны 9 апреля на допрос в МВД республики как подозреваемые по делу об избиении пресс-секретаря президента Ингушетии Юнуса-Бека Евкурова Калоя Ахильгова. После допроса они дали подписку о невыезде до окончания следствия.
Как уже сообщал "Кавказский узел", 2 апреля трое братьев оппозиционера Магомеда Хазбиева были объявлены в федеральный розыск по подозрению в причастности к нападению на Калоя Ахильгова, который был избит неизвестными на территории одной из автозаправок Назрани 22 февраля. В заявлении Ахильгова указано, что его избили и ограбили братья Хазбиевы.
"Мои подзащитные указаны в заявлении потерпевшего как исполнители избиения, поэтому следователь их вызвал на допрос. Он делает свою работу. Мы воспользовались 51-й статьей конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя и близких родственников", - пояснил адвокат Хазбиевых Мусса Плиев.
По словам защитника, используется "весь арсенал прав, предоставленных законом". "По сути, мы отказались от дачи показаний и заняли такую позицию: кто обвиняет, тот пусть и доказывает. Следствие продолжается. Избрана мера пресечения - подписка о невыезде. То есть, они не могут покидать без ведома и разрешения следственных органов пределы Ингушетии", - добавил Плиев.
По словам адвоката, и он сам, и его подзащитные опасались ареста, однако тот факт, что уголовное преследование Хазбиевых получило широкую огласку не только в России, но и в Европе, сыграло положительную роль.
"К этому делу приковано внимание, оно получило широкий резонанс, поэтому следователь Рустам Сагов ограничился подпиской о невыезде. Теперь, думаю, будут другие следственные действия. Очная ставка и так далее. Но мы готовы и к очной ставке. Мои подзащитные не планируют избегать следствия. На данный момент нет никаких оснований ни объявлять их в розыск, ни заключать под стражу, они законопослушные граждане", - отметил Мусса Плиев.
По словам Плиева, Хазбиевы не получали на руки повесток о вызове на допрос и не расписывались в них, поскольку отсутствовали дома в тот момент, когда им их доставляли. Братья не были официально оповещены, что их ищут и, тем не менее, они явились к следователю. Адвоката считает, что не было никакой необходимости объявлять Хазбиевых в розыск.
Сам опозиционер Магомед Хазбиев склонен считать преследование своей семьи политическим. Он полагает, что руководство республики стремится лишить его возможности заниматься оппозиционной и общественной деятельностью, поэтому взялись за его братьев, одновременно являющихся его охраной.
"Меня просто хотят лишить охраны. Мои братья везде сопровождали меня", - заявил Хазбиев корреспонденту "Кавказского узла", комментируя происходящее. По словам оппозиционера, в нынешних условиях он вынужден защищать свою жизнь.
Ситуацией вокруг уголовного дело в отношении братьев Хазбиевых обеспокоены в Европарламенте. 6 апреля председатель комитета по правам человека в Европарламенте Хейди Хаутала попросила Верховного Комиссара Томаса Хаммарберга призвать российские власти обеспечить безопасность Магомеду Хазбиеву и его семье.
В письме Хаммарбергу Хаутала, выражая опасение за жизнь Магомеда Хазбиева, напоминает, что ранее уже были убиты двое его коллег - известные в Ингушетии оппозиционной деятельностью Магомед Евлоев и Макшарип Аушев.
Начальник следственного управления МВД РИ Башир Хамхоев не пожелал разговаривать с корреспондентом "Кавказского узла" и со словами: "Никакого комментария вам не дам", - бросил трубку.
Напомним, что 11 марта в дом к Магомеду Хазбиеву приехал следователь ГОВД Ибрагим Аушев с подкреплением из силовиков. В доме оппозиционера был произведен обыск. Ранее Магомед Хазбиев был также вызван в качестве свидетеля на допрос в ГУВД по делу об избиении Калоя Ахильгова.