23:52 / 02.03.2010В Дагестане суд перенес слушания по делу "Черновика"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Сегодня федеральный судья Ленинского районного суда Махачкалы Шарапутдин Гаджиев по ходатайству ответчиков перенес на 3 марта заседание по уголовному делу в отношении пяти журналистов местной газеты "Черновик".

Перед судом предстали главный редактор издания Надира Исаева, журналисты Артур Мамаев, Тимур Мустафаев, Магомед Магомедов и юрист ООО "Свобода Слова", которое является учредителем еженедельника, Биякай Магомедов.

Магомедов рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что основанием для переноса послужило отсутствие в документах подлинников "Черновика" с материалами журналистов, которые и дали толчок процессу.

"В уголовном деле должны присутствовать все документы, раз их нет, суд должен отложить рассмотрение дела вплоть до получения необходимых материалов", - заявил Биякай Магомедов.

Магомедов также рассказал, что на следующем заседании может быть поставлен вопрос о принудительном приводе на судебное заседание из Краснодара эксперт-психолога Сергея Шипшина, который проводил психологическую экспертизу публикаций еженедельника.

"Он дал заключение, что материалы еженедельника возбуждают национальную, расовую и религиозную вражду. Ответчикам интересно узнать, какими критериями Шипшин руководствовался в своей работе. На предыдущих заседаниях мы также настаивали на его приводе в суд, но государственный обвинитель Арслан Абакаров все время просил провести заседание в отсутствие Шипшина из-за преклонного возраста, что не может явиться основанием для неявки на суд", - заявил Магомедов.

Напомним, что публикация 4 июля 2008 года в "Черновике" статьи "Террористы номер один", в которой цитировался один из лидеров боевиков Раппани Халилов, стала поводом для уголовного дела в отношении журналистов издания. Дело было возбуждено 31 июля 2008 года по статье 282 УК России (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). По мнению прокуратуры, в этой, а также ряде других статей издания, оправдывался терроризм. Однако, по словам главного редактора газеты Надиры Исаевой, позиция редакции "Черновика" расходится с идеологией экстремизма и терроризма.

Летом прошлого года в Верховный суд Дагестана поступил также иск от Россвязькомнадзора по республике с требованием о прекращении деятельности газеты "Черновик". Основанием для иска Россвязькомнадзора стали предупреждения, вынесенные ранее газете "Черновик" этим ведомством за публикацию статей, содержащих, согласно заключениям экспертиз, экстремистские высказывания и выражающих враждебное отношение к сотрудникам правоохранительных органов.

Биякай Магомедов сообщил, что иску не дан ход из того, что до сих пор не сформирована комиссия, должная провести повторную экспертизу материалов еженедельника. Далее судебные заседания все время переносились. Последнее состоялось 12 февраля в том же Ленинском районном суде Махачкалы под председательством федерального судьи Шарапутдина Гаджиева. На него был приглашен и Федяев, который прибыл в Махачкалу из Краснодара. На суде он заявил, что в своей работе руководствуется документами, идущими под грифом для служебного пользования, которыми пользуются исключительно силовики.

Главный редактор "Черновика" Надира Исаева заявила, что такая практика ущемляет права ответчиков. "Каким образом сторона защиты может оппонировать вам, если ваша методика недоступна нам? Ведь должно же быть обеспечено равенство сторон. Мы, как обвиняемые, не знаем даже, какими критериями вы пользовались, оценивая наши работы. Никто к этой методике, кроме вас, не имеет доступа: ни прокурор, ни судья, ни наши адвокаты", - заявила она.

Федяев ответил, что действительно действующее законодательство не предусматривает доступ к такой литературе посторонних лиц. На суде под сомнение была поставлена возможность столь оперативного анализа всех предоставленных на экспертизу публикаций.

"Как вы с 9 по 11 июля 2008 г. умудрились не только прочитать 5 - 6 номеров газеты "Черновик", но и выдать научный анализ на 17 страницах вашей справки-исследования за такой короткий срок? У меня самого как
журналиста уходит почти три дня на прочтение одного номера целиком после выхода газеты в пятницу", - заявил Биякай Магомедов.

Федяев объяснил оперативность спецификой работы. "От меня требуют, чтобы я за 2 - 3 дня составил исследование", - сообщил эксперт-лингвист.

Он также отметил, что, с точки зрения лингвистики, в анализируемых им статьях не содержится высказываний, являющихся призывами к осуществлению экстремистской деятельности, совершению актов терроризма, убийств, иных тяжких преступлений. "Потому что в статьях присутствуют побуждения: а ну-ка, давай-ка, бы. Это значит, что в тексте автор выражает сомнение, предположение. С точки зрения лингвистики, никак нельзя сказать, что это экстремистский призыв. Но у эксперта-психолога своя методика. Поэтому у меня расхождение по этому вопросу с ним", - уточнил эксперт.

Отвечая на вопрос адвоката подсудимых, почему его выводы отличаются от выводов Шипшина, Федяев ответил, что "этот вопрос является психологическим, его разрешение не входит в компетенцию эксперта-лингвиста и не связано с его специальными познаниями. Сегодня нормативно эксперты-психологи не предусмотрены в систему судебной экспертизы МВД, поэтому эксперты МВД проводят только лингвистическую экспертизу", - заявил он.

Магомед Магомедов на суде выделил моменты, которые вызвали у журналистов наибольшее возмущение. "Инструкции, которым пользовался Сергей Федяев, существенно нарушает наши права как обвиняемых. На самом деле эксперту были поставлены некорректные вопросы. Перед ним была поставлена задача найти только негативное содержание. Он чисто процедурно эту задачу и выполнил, оставив право оценивать Шипшину. Стоит интересный вопрос: а на основании чего тогда было возбуждено уголовное дело? Ведь окончательная оценка публикаций выносится после комплексной экспертизы, которой сделано не было", заявил Магомед Магомедов.

Судебное заседание завершилось тем, что суд попросил государственного обвинителя содействовать вызову в суд эксперта-психолога Шипшина, поскольку его показания имеют существенное значение.

Отметим, что в октябре прошлого года на XIII международном фестивале журналистов "Вся Россия-2008" в Сочи еженедельник "Черновик" занял первое место за цикл публикаций о социально-экономическом и правовом положении в Дагестане.

Ситуация с дагестанской газетой "Черновик" обсуждалась 15 июня в Москве во время презентации доклада "Избирательное правосудие. Расследования смертей журналистов в России, 1993-2009". Председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов рассказал, что журналисты "Черновика" защищают права граждан и много пишут о нарушениях прав человека, в том числе и о коррупции в правоохранительных органах. А Джим Бумелла, президент Международной федерации журналистов, отметил, что случай с газетой "Черновик" уже привлек внимание международной общественности.

В свою очередь, Комитет по защите журналистов (КЗЖ) призвал власти Дагестана немедленно прекратить попытки закрытия махачкалинского независимого еженедельника "Черновик" и снять обвинения в экстремизме с главного редактора издания Надиры Исаевой и четырех журналистов этой газеты.

Автор:Ахмеднаби Ахмеднабиев
03.03.2010 в 10:24Читатель
Вот я постоянно читаю "Черновик". И как простой читатель я могу сказать, что у меня создаётся мнение, что журналисты этой газеты если не сторонники экстремистов, то, как минимум, сочувствующие этим самым экстремистам. Заранее предупреждаю, что я не тарикатист, ни суфист, не салаватист и ещё что-то подобное. Я верую, но только в Аллаха, я не придаю ему сотоварищей, но даже Багаудину (лидеру "вовчиков") нужен учитель, я стараюсь исполнять фарз и не беру на себя дополнительные обязательства, то есть я не сторонник ни тех ни этих. Однако, при всем моем уважении "Черновик" пилит сук на котором сидит. Если к власти придут их кумиры, то эти кумиры по определению (исходя из ихней идеологии) должны будут закрыть этот же "Черновик" и повесить всех его журналистов. Вряд ли нормы "чистого ислама" в их (кумиров) понимании допускают "свободу слова" с её юристом, либо "свободу самовыражения" особенно для женщин (это я про Надиру Исаеву), либо какие-то другие свободы, мысли, права. Мы помним Афганистан при талибах. Вроде установили "чистый ислам", только не помню, чтобы там журналисты имели хоть какое-то "слово" или "свободу". Там чуть не дошло до того, что лампочки, приносящие в дом свет, объявили порождением сатаны. Оно Вам надо, Надира Исаева?