ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
После того, как президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о строительстве горнолыжного курорта в Аргунском ущелье, власти республики заговорили о туристической привлекательности региона, однако эксперты и представители туристического бизнеса к этой идее относятся весьма скептически, полагая, что туристы в Чечню не скоро еще поедут.
В начале января Кадыров заявил, что Чечню можно превратить в один из туристических центров России. К такому выводу он пришел после поездки в высокогорные районы республики, где посещал школы, больницы, а также проверял состояние дорог и мостов.
У работников сферы турбизнеса выводы на этот счет несколько иные. Так, коммерческий директор московской компании "Алеан", организующей отдых на курортах Кавказа, Оксана Булах полагает, что в обозримом будущем туристы в Чечню для отдыха не поедут.
"Слишком нестабильный регион. Люди, наши клиенты, живущие далеко от Москвы, скажем, на Урале, в Сибири, настороженно относятся даже к поездке в Минеральные Воды. Думают, что если неподалеку от горячих точек, то опасно. Даже про Домбай и Приэльбрусье многие думают, что там может быть опасно. Даже Дагестан, имеющий богатые природно-рекреационные ресурсы, из-за террористической угрозы не может привлечь большое число отдыхающих, - отметила Булах. - Учитывая это, я не думаю, что Чечня как туристический край будет пользоваться большим успехом. Разве что, у туристов, предпочитающих экстремальный отдых".
Чечня как туристический край не будет пользоваться успехом. Разве что, у туристов, предпочитающих экстремальный отдых.
По мнению Буллах, продолжительные вооруженные конфликты в Чечне создали республике имидж небезопасного места, поэтому, даже если там сейчас откроются курорты, то турфирмы не будут спешить предлагать эти путевки.
"Путешественникам там никто не может гарантировать безопасность, ни власти самой Чечни, ни российское правительство. Мы стараемся не отправлять людей в те места, где их жизнь может быть подвергнута риску. Кроме того, мы ориентированы на возвратного клиента. Нам важно, чтобы они все возвращались с отдыха, причем с приятными воспоминаниями", - отметила коммерческий директор компании.
Отметим, что МИД России ранее выступил с рекомендацией иностранцам воздержаться от поездок в Чечню, поскольку там сохраняется опасность похищения людей.
Политолог Сергей Маркедонов полагает, что заявления о большом туристическом будущем республики делаются ее руководством лишь ради пиара.
"Любой бизнес-проект на Кавказе, в Чечне не заработает на полную мощность до тех пор, пока политический климат там не будет благоприятным. В принципе, я не вижу ничего невозможного. Чечня может стать туристической Меккой также как Швейцария, Сицилия и Испания, которые в средние века и новое время были весьма беспокойными точками Европы. Но для этого нынешняя Чечня должна перестать напоминать Корсику, описанную Мериме в его произведениях "Матео Фольконе" или "Коломбо". Все разговоры об экономическом оздоровлении Кавказа это разговоры в пользу бедных, пока там сильна террористическая активность, высокий уровень региональной коррупции, высокие риски для инвесторов", - уверен он.
"Туристический комплекс требует больших инвестиций. Кто отважится вкладывать туда свои деньги? - отмечает эксперт. - Высказанная о туризме идея - это сплошной пиар. Кто будет ее финансировать? Покажите мне такую компанию".
Маркедонов считает, что на данный момент даже невозможно предположить, сколько должно пройти лет для устранения террористической угрозы на Кавказе и наступления благоприятного для туризма климата.
"Иногда звучат предположения, что замирение Кавказа имеет определенную финальную точку: к 1 мая или 23 февраля. Но ведь это процесс. С чего-то надо начинать. Но, например, те задачи, которые ставятся новому полпреду Хлопонину, неправильны. Его нацеливают на управление корпорацией. А Кавказ - не корпорация, это сложный этнокультурный и социокультурный механизм. Без решения таких вопросов как равное представительство разных этнических групп, минимизация коррупции, прекращение террористическо-диверсионной деятельности… Без всего этого не будет замирения экономического", - подчеркнул эксперт.
"На мой взгляд, пока ключевые политические проблемы региона решены не будут, никакая экономика не заработает. Сейчас о Хлопонине говорят как о человеке, который новый экономический взгляд принес. Для начала должна быть стратегия, а ее нет. Чечня - это личный проект Рамзана Кадырова, на который ему Москва дала карт-бланш. Но реальной стратегии нет федеральной. Деньги плюс лояльность, - уверен Маркедонов. - Никакой туризм невозможен, пока люди не поверят власти, пока она не станет легитимной. Только тогда возможно инвестиции и все остальное".
Чиновники министерства физической культуры, спорта и туризма Чечни отказались от комментариев корреспонденту "Кавказского узла" по теме возможностей и перспектив для развития туризма в Чечне, сославшись на праздник, и посоветовали "звонить руководству".
Напомним, что в Аргунском ущелье Чечни местные власти планируют построить крупный горнолыжный курорт. Он будет рассчитан на людей с разным достатком. "Планируемый курорт будет ориентирован на людей с разным достатком: наряду с гостиницами класса люкс туристам предложат недорогие домики и санатории", - сказал ранее источник в администрации президента Чеченской Республики. По его словам, тот факт, что грозненский аэропорт недавно получил статус международного, может способствовать тому, что курорт в Аргунском ущелье республики привлечет не только российских, но и зарубежных туристов. С приданием грозненскому аэропорту статуса международного власти связывают и надежды на приток в республику иностранных инвесторов.
Отметим также, что в декабре 2009 года в Чечне после почти 20-летнего перерыва вновь стал возрождаться знаменитый в советское время курорт "Серноводский", основанный еще в XIX веке. Там заработал первый лечебно-оздоровительный санаторий.