18:28 / 24.02.2010Стенограмма выступления и ответов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в связи с подписанием соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимных безвизовых поездках граждан двух стран

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Уважаемые коллеги,

С Министром иностранных дел Южной Осетии М.К.Джиоевым мы обсудили широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений. Это – политический диалог, взаимодействие между ведомствами, экономическое сотрудничество по восстановлению разрушенного хозяйства Южной Осетии, и, конечно, наше сотрудничество на международной арене.

Только что нами подписано Соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан двух государств. Документ устанавливает режим наибольшего благоприятствования для поездок югоосетин в Россию и россиян в Южную Осетию, создает условия для развития деловых, гуманитарных, человеческих обменов, которые так необходимы молодому государству Южная Осетия.

Подробно обсудили совместные действия по восстановлению экономики, социальной сферы в Южной Осетии. Россия продолжит оказывать югоосетинской стороне содействие в этом важнейшем деле. Мы уверены, что при разумном и правильном подходе эта помощь будет максимально эффективной, особенно в жилищном секторе.

Мы рассмотрели ситуацию в контексте позиций, которые Южная Осетия занимает сегодня в мире. Были обсуждены женевские дискуссии, на которых рассматриваются вопросы укрепления стабильности и безопасности в Закавказье, а также гуманитарные аспекты нынешней ситуации в регионе. Считаем принципиально важным участие Южной Осетии вместе с Абхазией в качестве полноправных партнеров в этом многостороннем процессе, в ходе которого наши коллеги имеют возможность напрямую донести до международных структур свои позиции о ситуации в Закавказье. Мы убеждены и об этом мы говорили сегодня, что женевские дискуссии не могут оставаться единственным форумом, на котором Южная Осетия и Абхазия доводят до партнеров свою точку зрения. В конце концов, это – закрытый форум, а не организации, как, например, ООН, ОБСЕ, Совет Европы, где регулярно поднимается тема Закавказья, причем исключительно в одностороннем ключе. Мы будем твердо добиваться, чтобы Южная Осетия и Абхазия имели полное право доносить свою позицию, свою оценку происходящего до мирового сообщества, в том числе через Совет Европы, ОБСЕ, ООН. Такая практика абсолютно соответствует имеющимся прецедентам, и мы будем, повторю, твердо настаивать, чтобы это право было предоставлено и Цхинвалу, и Сухуму. В целом, мы с оптимизмом смотрим в будущее наших отношений. У нас конкретные планы, в том числе по взаимодействию между министерствами иностранных дел. Мы намерены их полностью реализовать.

Вопрос: Как Вы оцениваете ход международного признания независимости Южной Осетии и Абхазии? Насколько оправдались Ваши надежды в этом вопросе?

С.В.Лавров: Думаю, что темп нормальный. Быстрее, чем процесс признания Советской России. За сопоставимый период большее число государств признали формально, официально, дипломатически Южную Осетию и Абхазию. Убежден, что по мере того, как весь этот процесс, процесс стабилизации в Закавказье будет освобождаться от идеологии, инерции прошлого, по мере того, как реалии, которые никуда уже не денутся, будут признаваться всеми и по мере того, как государственность Южной Осетии и Абхазии будет неуклонно укрепляться – этот процесс будет идти быстрее.

Вопрос: Часть грузинской оппозиции заявила, что хотела бы обратиться к России с предложением, что в случае, если Россия откажется от признания Южной Осетии и Абхазии, Грузия откажется от вступления в НАТО. Готова ли, по Вашему мнению, Россия рассматривать подобный вопрос и если готова, то будете ли Вы вообще говорить с этой оппозицией, предлагающей такой вариант?

С.В.Лавров: Не припомню, чтобы представители разных структур грузинской оппозиции обусловливали свой интерес к контактам с российской стороной подобным требованием. По крайней мере, те представители оппозиции Грузии, которые высказывают заинтересованность в контактах, идут на них без каких-то предварительных условий и подчеркивают важность того, чтобы просто начать нормально разговаривать. Мы всегда были за это. Как Вы знаете, не мы разрывали дипломатические отношения.

По существу Вашего вопроса – хотя, конечно, это достаточно экзотическая схема. Мы принципами не торгуем. Мы признали Южную Осетию и Абхазию потому, что по нашей оценке не было другой возможности обеспечить не только безопасность, но и само выживание югоосетинского и абхазского народов перед лицом той политики, которую грузинское руководство проводило в последние 20 лет, если даже оставить в стороне досоветский период. Характерно, что подобная политика проводилась по отношению к двум малым народам на территории самой Грузии, представителей которых грузинское руководство считало своими гражданами.

В отношении НАТО мы всегда слышим из Брюсселя, что в НАТО принимают миролюбивые, демократические государства. Насколько этим критериям соответствует режим Саакашвили, думаю, не нужно подробно распространяться.

1 февраля 2010 года

Автор: