ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Примерно равный военный потенциал Армении и Азербайджана и присутствие на Южном Кавказе России как сдерживающей силы считают залогом сохранения мира в регионе политолог Сергей Маркедонов и военный обозреватель Александр Гольц. По мнению же военного аналитика Павла Фельгенгауэра, Грузия и Турция, имеющая свои интересы на Южном Кавказе, могут пошатнуть неустойчивое равновесие.
Вопрос возможности возобновления войны между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах стал подниматься в дискуссиях политологов в свете крайне медленного сближения сторон переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта и милитаристских высказываний президента Азербайджана Ильхама Алиева, которой перед одной из недавних встреч с президентом Армении заявил, что если переговоры закончатся безрезультатно, то война в регионе может возобновиться.
Однако реальной опасности возобновления военных действий и серьезных предпосылок для нарушения статуса кво в карабахском урегулировании нет, поскольку "ни у армян, ни у азербайджанцев нет стратегического перевеса", считает доцент РГГУ, политолог Сергей Маркедонов. По его мнению, обе стороны находятся в состоянии "региональной гонки вооружений".
"Если азербайджанская сторона настроена на количественные параметры, то армянская - на качественные (ПВО, создание оборонительных систем в Нагорном Карабахе). Это некое соревнование, которое является фактором стабильности", - считает политолог.
"Если говорить о намерениях начать вооруженное столкновение, - продолжает Сергей Маркедонов, - то у армянской стороны их нет в принципе. На сегодняшний день задачей армян является сохранение позиций, завоеванных в 1994 году. И вообще, я не стал бы разделять Армению и Нагорный Карабах".
По словам аналитика, существуют факторы, однозначно указывающие на наличие договоров между Арменией и Нагорным Карабахом (к примеру, армянские призывники служат в Нагорном Карабахе), оказание Арменией материальной и иной помощи Карабаху.
То же самое можно сказать и о Турции с Азербайджаном в плане поставки вооружений, подчеркивает эксперт. "Однако хочу заметить, что Армения и Нагорный Карабах более близки, чем Анкара и Баку", - говорит Маркедонов.
Время от времени азербайджанская сторона заявляет о намерении "отвоевать свою законную территорию". "Но мне кажется, что речь скорее идет о механизмах политического давления, нежели о прямом вооруженном столкновении", - отметил политолог в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, попытки турецкой стороны "запараллелить" армяно-азербайджанский и армяно-турецкий конфликты потерпели фиаско. "Это стало очевидным после подписания внешними сторонами, Россией и Америкой, протокола, который заставил Анкару сосредоточиться исключительно на армяно-турецких отношениях. Эта ситуация значительно увеличила турецкий фактор в карабахском урегулировании. Такой вот парадокс", - считает Сергей Маркедонов.
Россия заинтересована в том, чтобы в регионе не разгорелся конфликт, поэтому сделает все возможное, чтобы этого не произошло
В том, что вооруженного конфликта между южнокавказскими государствами в ближайшее время не случится, уверен и военный обозреватель издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц. "Причин тому много. Назову лишь две из них: первая - Армения является членом ОДКБ, и, если, не дай Бог, война случится, возникнут очень серьезные проблемы; вторая - офицерские кадры армянской армии лучше подготовлены".
"Ни для кого не секрет, что последние годы Азербайджан закупал много оружия, - продолжает военный обозреватель. - Но оружие - это железо. Что касается боеспособности, то, по мнению большинства экспертов, у армянской армии она гораздо выше".
Кроме того, Россия заинтересована в том, чтобы в регионе не разгорелся конфликт, поэтому сделает все возможное, чтобы этого не произошло, считает Александр Гольц.
Всегда есть опасность того, что может вмешаться Турция, обладающая самой мощной армией в регионе
В то же время обозреватель "Новой Газеты", военный аналитик Павел Фельгенгауэр считает, что однозначного ответа на вопрос о возможности возобновления военных действий в регионе, нет.
"Там давно не воевали, поэтому в точности сказать нельзя, - говорит он. - Азербайджан тратит огромные средства на вооружение. Сегодня эта цифра приближается к двум миллиардам долларов. Но качественного скачка не произошло".
Кроме того, по мнению эксперта, на соседние государства может "сдетонировать" и опасная ситуация в соседней Грузии. "Возникновение прямого вооруженного конфликта кажется сейчас не слишком очевидным, но на фоне грузинской ситуации связь с карабахским конфликтом очевидна", - отметил эксперт.
Также, по мнению военного аналитика, всегда есть опасность того, что может вмешаться Турция, обладающая самой мощной армией в регионе. Учитывая ее интересы на Южном Кавказе, такой сценарий вполне вероятен.
Возобновление боевых действий в зоне карабахского конфликта явно не входит в планы США, Евросоюза и России
Ранее о низкой вероятности возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта из-за наличия военного баланса между сторонами конфликта и сдерживающей роли других государств говорил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" политический обозреватель армянского информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян.
В частности, важным здесь, по его мнению, является то обстоятельство, что большинство внешних игроков в регионе Южного Кавказа - Вашингтон, Брюссель и Москва - против возобновления боевых действий, так как их итог может оказаться непредсказуемым и дестабилизирующим.
"Кроме того, - отмечает армянский эксперт, - потенциально возобновление боевых действий в зоне карабахского конфликта способно привести к межблоковому противостоянию между НАТО и ОДКБ. Этот сценарий явно не входит в планы США, Евросоюза и России".
Представитель партии АРФД Артюши Шахбазян также полагает, что мировые державы, имеющие интересы в регионе, не допустят возобновления военных действий, так как потеряют контроль над ситуацией. Тем не менее, по словам Шахбазяна, "между сторонами карабахского конфликта было заключено всего лишь перемирие, а это означает, что военные действия могут возобновиться в любой момент".
Отметим, что 2 февраля во время открытых слушаний в Комитете безопасности Сената США, которые были посвящены ежегодному анализу оценок существующих в мире угроз, были затронуты вопросы, касающиеся отношений Армения-Турция и Нагорный Карабах-Азербайджан.
Тогда директор Национальной разведки США Деннис Блэр заявил, что неурегулированные проблемы на Балканах и Кавказе могут стать источником новых конфликтов в Европе. Он добавил, что прогресс, зафиксированный в вопросе нормализации отношений между Турцией и Арменией, отразился на сложных отношениях между Арменией и Азербайджаном, и увеличил риск возобновления войны в Нагорном Карабахе. Незадолго до этого аналогичное заявление о том, что Азербайджан готов силой оружия восстановить свою территориальную целостность, сделал и известный американский аналитический центр "Stratfor".
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что мирное разрешение конфликта вокруг Нагорного Карабаха зависит от Армении и ее готовности вывести свои войска с международно-признанных территорий Азербайджана. Отвечая на вопрос, готов ли Баку вернуть "оккупированные земли" силой, если армянская сторона не освободит их, Алиев сказал, что "Азербайджан имеет право на освобождение своих территорий". Подтвердив приверженность Азербайджана к мирным средствам урегулирования конфликта, президент добавил, что "у терпения есть пределы".
Лидеры общественных организаций Нагорного Карабаха осудили милитаристскую риторику Азербайджана и высказали опасение относительно радикальных заявлений и военных угроз со стороны властей Азербайджана.