ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Написать обращение в Ваш адрес нас вынудила та обстановка, которая складывается в связи с назначением президента республики Дагестан. Наверное, в Москве думают, что этот вопрос является только ее прерогативой или проблемой узкого круга лиц, состязающихся за право власти. Имеем ли мы дело с рецидивом имперского мышления, отсутствием политики, ее слабостью или намеренным нагнетанием обстановки – одна сторона ситуации. У этой проблемы есть другой аспект: беспрецедентное затягивание вопроса о назначении президента республики вызвало небывалую активность грязных информационных войн на федеральных площадках, компрометирующих республику, и по сути проявило открытое пренебрежение центра мнением дагестанского народа. В условиях и без того напряженной обстановки в регионе, принимающем на себя все вызовы и риски современной внутренней и внешней политики, игнорирование мнения дагестанцев приобретает демонстративный характер.
Эксперты единодушны: ситуация в Дагестане во многом определяет положение на всем Северном Кавказе, а выборы президента республики Москва, к сожалению, превратила в фактор дестабилизации. Причем, дестабилизация запущена по нескольким направлениям, которые в совокупности работают на разрушение единства дагестанского общества, раскол национальной элиты и рост недоверия к федеральной власти. И здесь возникают вопросы.
Почему правящая партия включила в список рекомендуемых на высшую должность в Дагестане ставленников олигархов, кланов, лиц, не имеющих никакого влияния, авторитета в республике, опыта государственного управления?
Почему президент страны, не устающий делать заявления о борьбе с коррумпированностью и клановостью на Северном Кавказе, принимает такой список?
В чьих интересах развязана информационная война и почему свои площадки для нее так широко представила федеральная пресса, включая и "Российскую газету"? Мы имели редкий феномен мутирования независимой и официальной прессы, когда одни и те же материалы с незначительными перестановками слов были опубликованы под разными фамилиями, например, в "Независимой газете", "Известиях" и "Российской газете".
Но главный вопрос в другом: кому выгодно молчание дагестанского народа? Попытки манипуляторов и продажных анонимов в прессе говорить от имени народа были столь несостоятельны, что говорить о них смешно. Правильнее спросить: хочет ли Москва слышать голос народа и его мнение?
"Народ безмолвствует" - это не про народ Дагестана, знающий цену слова и поступка. Многонациональный и многоконфессиональный народ, имеющий тысячелетний опыт демократических механизмов согласования интересов, уникальный опыт мира и дружбы, передаваемый из поколения в поколение как национальное достояние, должен иметь право быть услышанным. Тем более, в период, когда решается вопрос о его будущем, в период, когда решение этого вопроса на глазах практически у всего мира выродилось в тараканьи бега, а подковерные игры вылились в грязные сливные потоки на страницах федеральной прессы.
Политтехнологи, рождающие вымороченные имитационные проекты работы на Северном Кавказе, могут вводить в заблуждение кого угодно. Интеллигенция северокавказского общества может, как и весь народ, терпеливо ждать позитивных перемен в жизни и надеяться на умного барина, который "приедет и рассудит", но есть черта, за которой молчание интеллигенции становится недопустимым. Ситуация, при которой выбор руководителя республики превращается в выбор ставленника Москвы, порочна. Она недопустима для федеральной власти, если власть действительно заинтересована в развитии демократии и права, в сохранении своего авторитета, в упрочении собственной страны. Ситуация недопустима для Дагестана, во многом определяющего обстановку на всем Северном Кавказе. И самое главное, она недопустима для дагестанцев и оскорбляет их национальное достоинство, потому что создает представление, высказанное в радиоэфире "Эхо Москвы" Ю.Латыниной: "Если президент внесет кандидатуру пуделя, пуделя выберут президентом Дагестана".
У дагестанского народа есть своя позиция: по данным независимых социологических исследований, более половины дагестанцев поддерживают кандидатуру действующего президента Муху Алиева. И это закономерно: все четыре года в республике шло масштабное строительство: жилья, школ, больниц, театров, дорог, различных социальных объектов. Впервые за много лет дети-сироты стали обеспечиваться жильем. Человек, интересы граждан стали мерой отсчета и критерием оценки деятельности власти. Не будем перечислять все, что хорошо известно народу: информация доступна, дело в желании тех или иных сил признать факты.
В Дагестане есть парламент - институт, призванный выражать позицию народа. Депутаты республики ее высказали: шестьдесят два депутата подписали письмо Президенту Российской Федерации в поддержку Муху Алиева: "У большинства населения и у конструктивных сил республики проводимый в настоящее время курс на оздоровление экономики, развитие социальной инфраструктуры, позитивное улучшение жизни населения находит широкую поддержку. Имея огромный опыт работы на разных должностях, Муху Гимбатович как крупный государственный деятель всегда оправдывал высокое доверие, оказанное ему дагестанским народом".
Конечно, нашлась среди депутатского корпуса маленькая часть депутатов, подтверждающих мнение Латыниной о том, что и у пуделя от президента страны есть шансы стать лидером Дагестана, но это слишком специфичная аудитория, чтобы считать ее рупором народа.
В Дагестане высоко ценят авторитет власти и считают, что он определяется честным именем, умом и совестью. Духовенство республики выступило с обращением к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву: "...Мы проповедуем среди мусульман республики идеологию любви и преданности нашей великой родине России и Дагестану и прилагаем все свои усилия для упрочения мира и созидания, призываем мусульман к терпимости и уважению друг к другу. В последние годы в Дагестане развитие экономики благотворно влияет на благосостояние людей, улучшается жизнь наших граждан, ведется борьба с негативными проявлениями в обществе, и все это дагестанский народ связывает с именем Алиева М.Г. "Он не имеет денег, дворцов и машин, но у него есть совесть", - так считает большинство жителей Дагестана. Всю свою сознательную жизнь он отдал верному служению своей Родине и своему народу. Возраст, слово старшего – это уважение, почет и сила на Кавказе, где высоко ценят человека, умудренного жизненным и житейским опытом. Духовное управление мусульман Дагестана просит Вас при рассмотрении кандидатур на должность Президента Республики Дагестан поддержать кандидатуру Алиева Муху Гимбатовича".
В Дагестане, как и на всем Кавказе, всегда высоко ценилось слово старшего, мудрость старейшин. Это вековая традиция, и не нам ее разрушать.
Совет старейшин, обсуждая вопросы развития республики, поддержал политику и деятельность руководителя республики и принял обращение к Д.А.Медведеву: "Алиев М.Г., назначенный на высокую должность, когда республика находилась в сложнейших условиях, смог преодолеть застойное состояние народного хозяйства и вывести ее на путь успешного развития... Совет старейшин Дагестана решил: просить уважаемого президента Российской Федерации Медведева Д.А. рассмотреть и положительно решить вопрос о переназначении Президента Республики Дагестан Алиева М.Г. на второй срок".
Такую же позицию высказал Президиум Совета ветеранов войны Республики Дагестан. Мнение старейшин республики, самых авторитетных и уважаемых людей, чья судьба – это история Дагестана и России в лицах, - это тоже голос дагестанского народа, имеющего свой выбор и свою позицию. Напомним, что это тот самый народ, который по порыву души и велению долга поднялся на защиту Дагестана и всей России в 1999 году против международного терроризма и не дал разгореться новому пожарищу в стране. Тем, кто мечтает о маленькой или большой победоносной войне на Кавказе, надо учитывать волю и дух Дагестана, умеющего хранить и защищать ценности мира, согласия и дружбы.
Мнение женщин Дагестана высказала выдающаяся поэтесса Фазу Алиева, удостоенная высшей награды страны - ордена Андрея Первозванного: "Каждый народ хочет иметь достойного лидера, понимая, что его благополучие во многом зависит от того, кто его ведет. Сегодня мы имеем президента высокообразованного, до мозга костей порядочного, а главное, бескорыстного, честного, отдающего всецело себя работе, служению народу. У него нет ни кланов, ни толкачей, ни поддержки извне. Разве не будет правильнее для нас, не разрывая цепи, дать возможность и на второй срок управлять президенту? Несмотря на то, что в этой напряженной обстановке всеобщего кризиса, где ему устраивают настоящую травлю, не отчаиваясь, наш президент набирает обороты, шаг за шагом добиваясь успехов в экономической и социальной сфере. Об этом говорят итоги работы, но их упорно не замечают. Нами руководит честнейший человек и незаурядная личность. И предпочтение всегда должно быть тем, кто работает умом и накопленным опытом".
Это мнение не только женщин Дагестана, но и большей части народа, не ангажированного интересами кланов и олигархов, это мнение и интеллигенции республики. Противодействие президентом клановости и коррумпированности породило много недовольных в республике, вызвало информационные войны в федеральной прессе как инструменте влияния на центр, прессе, так и не сумевшей еще стать независимой от капитала. В этой оголтелой клеветнической шумихе нет места здравому смыслу и голосу народа. Он сказал свое слово, но хотят ли и могут ли его услышать в Москве? Тем более, когда личная скромность президента препятствует этому. Обращение старейшин, ветеранов войны, Духовного управления мусульман Дагестана не было отправлено по назначению - на этом настоял президент республики. Возможно, это вызвано неприятием известной практики власть предержащих организовывать такие письма для лоббирования своих интересов. К сожалению, нравственная щепетильность и скромность в условиях политических реалий иногда мешает называть вещи своими именами и работает на мельницу болтунов и лжецов.
В одном из недавних интервью президент республики сказал: "Дагестан сейчас проходит очень ответственный этап развития. Пока говорить о необратимости начатых преобразований трудно: коррупция, клановость, преступность слишком долго утверждались в республике как образ жизни. Все это во многом деформировало нашу систему ценностей и продолжает негативно влиять на жизнь дагестанцев. Наши противники сопротивляются: им есть что защищать. Но и нам есть что отстаивать".
Да, нам есть что отстаивать. Дагестан, при всех сложностях и вызовах времени, идет по пути позитивного социально-экономического развития. Вопреки угрозам экстремизма и терроризма, его растущего сопротивления Дагестан идет курсом упрочения государственности, демократических завоеваний, законности и права.
Дагестан идет созидательным курсом в непростых условиях меняющихся политических институтов, так или иначе отражающихся на ситуации на местах. За эти четыре года республика была, по сути, экспериментальной площадкой, где многое апробировалось и было впервые. Впервые был введен институт президентского управления. Впервые выборы осуществлялись по партийным спискам и удалось достичь представительство всех народов республики в Народном Собрании. Все это впервые, наряду с масштабными социально-экономическими преобразованиями, осуществлялось в условиях перманентных хронических выборов, в том числе и выборов президента страны, за которого Дагестан проголосовал почти единогласно. Результаты, к которым мы пришли за эти четыре года, красноречиво говорят об эффективности пути и необходимости его продолжения, его поддержки. Пройти успешно все эти испытания удалось и потому, что в основе всего - доверие народа к президенту республики М.Алиеву, доверие и благодарность за то, что он не изменил нравственным ценностям народа, а наоборот, поднял их на ту высоту, которая была потеряна, к сожалению, - и не только в нашей республике. Это курс на сохранение и сбережение народа, курс, который должен быть поддержан политическими силами, каждым человеком.
В этих условиях дагестанский народ вправе ожидать от президента страны выбора, отвечающего чаяниям и ожиданиям республики, вправе рассчитывать на уважение к голосу его народа.
Академик РАН, советник РАН Гаджи Гамзатов,
профессор, генеральный директор института "Агроэкопроект" Алибек Аджиев,
председатель Совета ректоров вузов РД, ректор ДГТУ Тагир Исмаилов,
народный писатель Дагестана Магомедрасул Расулов,
председатель Союза писателей Дагестана, сопредседатель Союза писателей России, народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов,
председатель республиканского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Алиев Абдулбасир,
член общественной палаты РД, доцент ДГУ Анжела Чупанова
3 февраля 2010 года