ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Пять лет спустя с момента гибели последнего избранного президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Аслана Масхадов эксперты и и политологи продолжают спорить о его роли в истории.
Напомним, что Аслан Масхадов был убит ровно год назад, 8 марта 2005 года. По официальной версии, он погиб в ходе спецоперации ФСБ в селе Толстой-Юрт, где лидер сепаратистов скрывался в подземном бункере в доме одного из родственников. По версии же президента Чечни (тогда занимавшего пост первого заместителя председателя правительства республики) Чечни Рамзана Кадырова, Масхадов погиб в результате неосторожного обращения с оружием находившегося рядом с ним телохранителя.
Обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов убежден, что у бывшего президента Ичкерии до сих пор есть сторонники в Чечне.
«Эти люди, конечно, никуда не делись. И я думаю, что если бы честный социологический опрос в Чечне был возможен, в зависимости от формулировки достаточно большая часть населения и сейчас бы поддержала идею независимости. Думаю, что этнический сепаратизм остается популярной идеей; жителей Чечни меньше тревожат вопросы религии и очищения ислама, о чем так пекутся те, кто сейчас олицетворяет вооруженное подполье на Северном Кавказе», - говорит Иван Сухов.
Однако, по его мнению, многие вещи, которых пытались добиться сепаратисты реализованы правительством Кадырова.
«Фактически у Чечни огромное количество преференций по сравнению с другими российским регионами, а в формальном отделении оказалось не так уж много смысла. Кроме того, отделиться от России – значит потерять огромные бюджетные трансферты», - считает обозреватель газеты "Время новостей".
Эксперт и политолог Тимур Музаев в интервью радио «Свобода» сказал, что на Аслана Масхадова многие чеченцы возлагали большие надежды, но он их не оправдал.
«Он действительно был одним из немногих лидеров вооруженного сопротивления в Чечне, кто искренне стремился к миру с Россией. Но, к сожалению, его окружали столь непримиримые по отношению к России люди, что весь итог его правления в Чечне оказался разрушительным и для чеченского государства, и для чеченского народа. Это неоднозначная фигура. Как человек он вспоминается со знаком плюс, чего не скажешь о результатах его правления», - считает Музаев.
Депутат Московской городской думы, ветеран спецназа Сергей Гончаров уверен, что Масхадов видел Чечню вне России и был обречен на поражение.
«Многие надеялись, что Масхадов поведет республику по цивилизованному пути. Но, к сожалению, чеченцы не стали ни пахать, ни сеять и все больше втягивались в свои бандитские разборки и в борьбу с федеральной властью. И Масхадов ничего не мог сделать, потому что был окружен людьми, которые смысл жизни видели в войне и зарабатывании денег на работорговле. Я думаю, что ему история дала шанс, он его упустил», - говорит Гончаров.
Бывший полковник советской, а затем и российской армии Аслан Масхадов был избран президентом Чечни 27 января 1999 года на прошедших в республике открытых выборах.