ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Эксперты и политики в Дагестане с разных сторон освещают непроведение очередной сессии Народного собрания Дагестана 29 декабря из-за отсутствия кворума.
Депутат Газимагомед Абдуллаев, который выдвигался от Махачкалы, однозначно заявил, что кворум был.
"Еще до начала каждой сессии депутаты расписываются в бухгалтерской ведомости в получении тысячи рублей на так называемые канцелярские расходы. Мне рассказали, что деньги получили более 58 депутатов. В зале отсутствовали 4 руководителя комитетов Народного собрания, которых вроде бы видели в здании парламента. Один депутат заявил, что лично он встречался с вице-спикером Насыром Гайдаровым, но и он не явился на сессию", - сообщил Абдуллаев.
Он также заявил, что отсутствие кворума заинтересованные силы могли обеспечить через воздействие на электронный механизм голосования. В качестве этих самых заинтересованных сил был упомянут президент Дагестана Муху Алиев и его команда.
"Сторонники Алиева или не проголосовали, или покинули зал заседания сразу после начала процедуры голосования, они же имеют доступ к аппаратуре. Тем самым, они дают сигнал Москве: учтите, мы можем подобным образом провалить вашу кандидатура на пост руководителя республики, если это будет не Муху Алиев", - отметил он.
С ним согласились его коллеги, руководитель регионального отделения партии "Патриоты России" Эдуард Хидиров и другой депутат от Махачкалы - Адиль Кабардиев. Правда, Хидиров отметил, что, когда дело дойдет до голосования по кандидатуре на пост руководителя Дагестана, почти все депутаты окажут ему поддержку.
Абдуллаев также заявил, что Алиеву и его сторонникам могли дать совет из Москвы, чтобы они сорвали сессию, но конкретизировать имена он не стал, отметив, что совет не исходит от президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра России Владимира Путина.
Разъясняя смысл того, что никто не выразил на самой сессии протест в связи отменой мероприятия, Абдуллаев сообщил, что ему и другим депутатам подробности стали известны уже после закрытия сессии. Подобным же образом высказался Хидиров. На вопрос: "Планируете ли вы какие-то протестные действия на очередной сессии?", депутат после недолгого размышления ответил, что они не исключены.
Хидиров сообщил, что он обязательно поднимет вопрос на очередной сессии парламента. Абдуллаев также отметил, что он поддержит любую кандидатуру, предложенную Москвой на должность руководителя республики, в том числе и Алиева.
Вице-спикер парламента Дагестана, руководитель фракции регионального отделения партии "Единая Россия" и начальник регионального избирательного штаба "Единая Россия" по выборам в органы местного самоуправления Николай Алчиев заявил, что все произошло спонтанно.
"Никакого плана по срыву сессии не было. Депутаты согласно регламенту работы должны были собраться 24 декабря. Естественно, все запланировали свои дела с 25 декабря. Некоторые парламентарии купили билеты на курорты, кто-то собрался к себе домой, в горы, у кого-то были иные планы. Но в день начала сессии нашего спикера Магомеда Сулейманова срочно пригласили в Москву, он, естественно, выехал. Поэтому пришлось перенести сессию на 29 декабря. А домой Сулейманов вернулся в час ночи 29 декабря. Он прибыл на сессию, трижды провели голосование, которое показало отсутствие нужного кворума. Довольные депутаты тихо-мирно разошлись по своим делам, никто никакого возмущения не высказал", - заявил вице-спикер.
Он также отметил, что срыв сессии никому никаких дивидендов не даст. "Сами подумайте, какой резон сторонникам действующего президента Дагестана Муху Алиева действовать подобным образом. Сигнал руководителю страны Дмитрию Медведеву? Смешно даже говорить об этом. Никто не может повлиять на его выбор, тем более такими методами", - сообщил Алчиев.
По его мнению, тему срыва сессии никто не будет поднимать в последующем. "Это никому не надо. Депутаты друг друга хорошо знают, они понимают, что от их действий тоже мало что зависит", - отметил вице-спикер.
С ним согласился руководитель фракции регионального отделения партии "Справедливая Россия" Камиль Давдиев. "Кворума действительно не было. Это я знаю на все 100%. Уже потом мне сказали, что на первом этаже вроде бы зарегистрировались 52 человека, а в зал зашли не все. Информацию я не проверял, но депутаты и раньше поступали таким образом", - заявил он.
Депутат Магомедзагид Муслимов отметил, что подобный исход можно было предположить заранее. К тому же многие депутаты предлагали не проводить сессию 29 декабря, объясняя предложение подготовкой к праздникам. "Еще на заседании президиума Народного собрания Дагестана речь шла, что на сессии может отсутствовать нужный кворум, что и случилось", - рассказал он.
Другой его коллега на условиях анонимности сделал упор на отсутствие на сессии руководителя республики, что приводит к тому, что "думают только о собственных проблемах".
Председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев считает, что инцидент в парламенте не нужно рассматривать только в ракурсе поведения отдельных депутатов. "Депутаты просто дублируют федеральные законы, они пекутся только о своих интересах", - говорит он.
Отметим, что началась сессия парламента согласно регламенту, но когда дело дошло до первого голосования, электронное табло показало, что в зале присутствуют 32 депутата при необходимом для кворума количестве в 48 человек (всего в парламенте заседает 72 депутата). После этого спикер парламента Магомед Сулейманов объявил повторное голосование. Отдельные парламентарии сразу принялись одномоментно нажимать на несколько кнопок, но и это не спасло положение, так как электронное табло показало увеличение количества всего до 36 человек. Из зала раздались крики, что нужно провести третье голосование, которое продемонстрировало уменьшение количества уже до 33 человек.
Один из депутатов крикнул, что испортилась аппаратура для голосования, но Сулейманов не обратил внимание на реплику. Поспешно поздравив всех с Новым годом, он объявил сессию закрытой.
На повестку дня сессии были вынесены 17 вопросов. Первым шел законопроект "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года", далее внесение изменений в бюджет республики, обсуждение целевой программы по борьбе с наркоманией, о физкультуре и спорте и так далее. Оппоненты действующей власти заявляют, что вопросы нуждались в экстренном обсуждении, другие депутаты и эксперты считают, что их обсуждение без проблем можно перенести и на 2010 год.
Сам парламент Дагестана последнего призыва целиком сформирован по партийным спискам. Сегодня в нем заседают фракции четырех партий: "Единая Россия" (54 депутата), "Справедливая Россия" (8 депутатов), КПРФ и "Патриоты России" (по 5 депутатов). Последним двум партиям удалось стать членами лишь после повторного перерасчета голосов, на которое добро дал президент Дагестана Муху Алиев. Но в основе формирования парламентерских групп сегодня лежит не партийная принадлежность, а их подконтрольность той или иной знаковой политической фигуре, в числе коих в первую очередь упоминаются действующий руководитель республики Алиев и мэр Махачкалы Саид Амиров.
Хотя, как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт, пожелавший не называть своего имени, нужно понимать, что специфика политики в регионе такова, что архитектура групп может моментально меняться, поведение депутатов больше ориентировано на сохранение собственного статуса как в политике, так и во власти и бизнесе.
Сторонниками президента Дагестана в парламенте считаются спикер Магомед Сулейманов, его заместители Николай Алчиев и Насир Гайдаров, Амучи Амутинов, Тимур Гамзатов, Шамиль Исаев, Нариман Курбанов, Ахмедпаша Умаханов, Абусупьян Хархаров, Магомед Саадулаев, Джамалутдин Алиев, Магомедрасул Омаров, Зайнулла Мирзоев, Сайгитали Абдуразаков, Сатмар Амиров, Бурлият Гаджиева, Биярслан Изиев, Агайгаджи Ильясов, Магомед Камалутдинов, Магомедзагид Муслимов, Джамалутдин Омаров, Абдурахман Османов, Раджаб Раджабов, Айтемир Сатираев, Нурахмед Магомедов, Галим Галимов, Ахмед Изилов, Нурмагомед Алиев, Мурзедин Авезов, Вахмурад Курчаев, Сефер Алиев, Суракат Асиятилов, Камиль Давдиев - всего 33 человека.
Местные эксперты в один голос утверждают, что они почти единогласно поддержат любую кандидатуру Москвы, предложенную на пост руководителя страны, даже если это будет не Алиев. "Алиев уйдет, а им еще работать и работать. У каждого свой бизнес, свои проблемы, которых надо будет решить уже с новой властью. Почти со 100% уверенностью можно утверждать, что и действующий президент Дагестана попросит их поддержать нового лидера", - заявляет один из них.
Людьми Амирова называются Перзият Багандова (на сессии отсутствовала из-за болезни), Газимагомед Абдуллаев и Адиль Кабардиев - всего 3 человека.
"Прочие депутаты действуют в зависимости от обстановки, но в последнее время в парламенте формировалась антиалиевская фракция, куда входят лица, имеющие довольно-таки влиятельный вес и в политике, и в бизнесе. В первую очередь, это сын бывшего руководителя Дагестана Магомедали Магомедова Магомедсалам Магомедов. Он входит в список кандидатур на пост будущего руководителя республики. Далее Алиеву оппонируют Марина Абрамкина, Магомед Алиев, Гази Газиев, Магомедгусен Насрутдинов, Керим Гусейнов, Рафик Асланбеков, Даниял Шихсаидов, Батал Баталов, Эдуард Хидиров, Алихан Хизриев, Николай Покорский, Габибулах Магомедов - всего 13 человек. В части поддержки кандидатуры Москвы можно заметить, что и они окажут поддержку креатуре Кремля, если им станет даже Алиев" - говорит собеседник корреспондента "Кавказского узла".
Инциденты, подобные тому, который произошел в парламенте Дагестана 29 декабря, никогда ранее не случались в республике, хотя спикер парламента неоднократно говорил о низкой дисциплине народных избранников.
Напомним, что в настоящее время решается вопрос о назначении президента Дагестана. Региональным парламентом в Москву на рассмотрение были представлены три кандидатуры, но Кремль расширил список до пяти человек, оставив в нем лишь одну кандидатуру, представленную Дагестаном. 16 декабря Дмитрий Медведев одобрил список кандидатов на пост президента республики.
В списке указаны действующий президент республики Муху Алиев, зампредседателя правительства региона Магомед Абдуллаев, советник председателя Совета Федерации Магомед Магомедов, депутат Народного собрания Республики Дагестан, сын бывшего руководителя республики Магомедали Магомедова Магомедсалам Магомедов и руководитель Управления федерального казначейства Республики Дагестан Сайгидгусейн Магомедов.