ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Для многих приезжающих в Польшу из кавказских республик нет причин, на основании которых им можно давать статус беженцев, считает сотрудница польского издания Kaukaz.net Ивона Калишевска.
"Приехав в Польшу, беженцы ждут получения статуса. Но для всех это по-разному, есть дела, которые рассматриваются быстро, но есть ситуации, когда дела рассматривают долго. Есть люди, которые живут без статуса год. Но дело в том, что часто для таких людей нет причин, на основании которых им надо давать этот статус. Потому что статус полагается только тем, кто подвергается личным преследованиям в своей стране. Им тяжело объяснить, что они подвергаются преследованиям во всей России. Даже если в Чечне у них что-то не то, не обязательно же по всей России за ними гоняются", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Калишевска, комментируя недавнюю попытку беженцев из Грузии и Чечни нелегально пересечь немецко-польскую границу.
"Кроме того, большинство беженцев (хотя точные цифры назвать тяжело) просто хотят воссоединиться со своими семьями в Западной Европе. Там парнишки, лет по 12, 15, 18, они едут одни, им же даже во время второй чеченской войны было лет по 10, и сказать, что их лично преследуют, хотя мы же не знаем точно, но сказать так тяжело, - отмечает собеседница. - Они просто едут, чтобы попасть к своим в Австрии, во Франции, в Норвегии, в Германии. Они к ним едут - это вполне понятный процесс. Тем более что в Западной Европе и с работой легче, и дают социальное пособие, даже если они живут в лагере для беженцев, гораздо выше польского. В Польше это просто прожиточный уровень. Может это главная причина, почему беженцы уезжают из Польши".
"Почему они едут в Польшу? По законам Польша считается первой безопасной страной, как будто Украина очень опасна. Но это закон ЕС, ничего не поделаешь. Просто у них есть отработанные пути: Брест, потом Варшава. Из Польши легче добраться до остальной Европы - там же особо границы нет. Они едут в Польшу, ждут пару месяцев, и уезжают в Европу. И это было еще до Шенгенской зоны. Даже когда была граница, они своими путями перебирались через границу, иногда через речку, и уезжали в Западную Европу. Это постоянный процесс можно сказать", - говорит Калишевска.
"Специальные службы не могут проверить на границе всех беженцев из разных стран. В той же Германии, например, не выгодно, чтобы беженцы к ним вообще не приезжали. Там столько лагерей для беженцев, и этим соцработникам им же тоже работать надо, - отмечает она. - А когда они получают статус беженца, у них есть вид на жительство и карточка, и они могут уехать в Западную Европу. Но им надо вернуться в Польшу. За ее пределами можно находиться только определенный срок".
Однако, по словам Калашевска, "есть такие беженцы, которые едут обратно". "Ведь многие приезжают в Польшу, думая: Польша это же Евросоюз. Но видят, что в Польше с работой тяжело, что им гораздо легче было бы найти работу в Москве той же и уезжают. Потому что из-за незнания языка в Польше на работу так легко не устроишься, - рассказывает она. - Там же есть выбор, конкуренция. Поэтому беженцам в Польше с работой тяжело. И они видят - ошиблись, и возвращаются в Россию или Чечню. По-разному. Ведь не все, приезжающие в Польшу чеченцы едут из Чечни. Они чеченцы, но может, всю жизнь прожили где-то на Севере".
"В Польшу приезжают постоянно. Но нельзя сказать, что в последнее время была какая-то толпа. Их много, да, самые главные польские беженцы - это чеченцы. Но нельзя сказать, что что-то в последнее время случилось, что их стало приезжать больше. Их приезжает даже меньше чем пару лет назад. Были разные "волны" в разное время, конечно, после начала второй чеченской кампании их стало приезжать гораздо больше, чем раньше. После первой чеченской они, кажется, вообще не приезжали. Точно лучше смотреть по статистикам. Обычно у нас это пара человек на поезд - едут из Москвы в Польшу через Брест. Там очень легко их встретить", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ивона Калишевска.
Напомним, что 15 декабря беженцы из Грузии и России, среди которых были жители Чечни и Ингушетии, без билетов пытались на поезде добраться из Польши до Страсбурга, чтобы пожаловаться в Европейский суд по правам человека на плохие условия содержания в центрах для беженцев. Всего в инциденте, по последним данным, участвовало 158 человек, в их числе было 64 ребенка. Во время захвата пассажирского поезда и последовавшей полицейской акции по вытеснению беженцев из вагонов никто не пострадал.
Пытавшихся выехать в Германию с территории Польши беженцев из Чечни и Грузии высадили из поезда и на ночь разместили в городке пограничников, а после вернули в центры беженцев, где с каждым из них индивидуально будет решаться вопрос о дальнейшем пребывании на территории Польши. Об этом рассказала польская журналистка Юстина Прус, представляющая издание "Речь Посполита".
"Большинство этих людей были из центра в Радоме. Их остановили в городе Легнице, последнем большом городе перед границей, за 100 километров до нее. Люди ехали до Легницы около 1 часа 20 минут", - рассказала Прус корреспонденту "Кавказского узла". По ее словам, в Легнице служба, охраняющая железные дороги, остановила этих людей, так как у них не было билетов.
"Но люди не сдались, они вышли на рельсы и заблокировали поезд. Потом они сказали, что в Польше у них очень плохие условия и, якобы, в какой-то "Праздник мира" они хотят протестовать против плохих условий, в которых они живут в Польше", - говорит Юстина Прус. Она отметила, что среди беженцев были беременные женщины, много детей и пожилых людей.
"Переговоры с ними польская полиция вела несколько часов. Какая-то женщина из полуоткрытого окна вагона кричала: "Помогите нам!". В Легнице поезд простоял 3 часа, после чего направился в Згожелец, где уже безбилетников вынудили покинуть поезд" - рассказала собеседница.
17 декабря со 122 находящимися в Дембаке грузинами и чеченцами встретились сотрудники Управления по делам иностранцев Польши, а также представитель Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В ходе встречи беженцы потребовали освободить всех соратников, сменить руководство лагеря в Дембаке, а также предоставить возможность группе беженцев добраться до Страсбурга, чтобы передать петицию в Европейский суд по правам человека по поводу плохих условий содержания в польских лагерях для перемещенных лиц. В случае, если их требования не будут выполнены в течение 72 часов, они угрожали совершить массовое самоубийство.
В свою очередь, президент Чечни Рамзан Кадыров обвинил Польшу в том, что чеченские и грузинские беженцы захватили поезд. Действия беженцев Кадыров назвал "шагом отчаяния".
По решению суда, двадцать выходцев из Грузии и Чечни, принимавших участие в захвате поезда Вроцлав-Дрезден и подозреваемые в попытке нелегального пересечения границы Польши, будут депортированы из страны.
Всего в Польше функционирует 20 пунктов размещения и содержания иностранцев. Центральный пункт рассчитан на размещение 350 человек. На каждого проживающего в пункте выделяется 20 злотых (210 рублей) на покупку средств личной гигиены и 50 злотых (525 рублей) на мелкие расходы. Предоставляется также одноразовая помощь на покупку одежды в размере 140 злотых (1470 рублей). В пунктах проживают люди разных национальностей, вероисповеданий и культур, у которых подчас нет постоянных занятий. Всего в Польше в центрах для беженцев проживают в настоящее время около шести тысяч человек. По данным местных властей, беженцы обеспечиваются питанием, медицинским обслуживанием, дети ходят в школу.
Самой большой группой, ищущей в Польше пристанища, являются чеченцы. Кроме чеченцев, убежище получали в прошлом году белорусы, армяне, вьетнамцы, около 30 иракцев. Лидирующая позиция Польши по предоставлению пристанищ беженцам может измениться, так как уже в 2009 году власти отклонили несколько тысяч прошений граждан Грузии, пишет польская газета "Dziennik Gazeta Prawna".
Как уже отмечалось в информации "Кавказского узла", расширение Шенгенской зоны обернулось для Европы потоком нелегальных иммигрантов из Чечни. Лидерами по числу беженцев стали страны Западной Европы, особенно Германия и Франция.
Напомним, что в конце 2007 года во Франции количество просителей убежища из Чечни резко превысило их привычное число. В результате приезжие из Чечни оказались в катастрофически тяжелых для проживания условиях. В январе прошлого года аэропорт Парижа "Руасси-Шарль де Голль" был переполнен просителями политического убежища из Чечни, которые находились там в условиях, не адаптированных к длительному приему людей. Беженцы находились в помещении, где не было кроватей - только металлические сиденья с подлокотниками, не было душа, телефона. 80 женщин и мужчин находились в одном помещении.
По данным посольств европейских государств в России, на сегодняшний день в странах Европы проживает около 150 тысяч выходцев из Чечни.