ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по делу о нападении на Нальчик 13 октября 2005 года сегодня обсуждался вопрос избрания меры пресечения подсудимым. У подсудимых, узнавших о предстоящем переводе судьи Галины Гориславской на работу в Московский областной суд, сдали нервы - прозвучал ряд резких заявлений, передает корреспондент "Кавказского узла".
В частности, подсудимый Аслан Беров заявил о намерении "отказаться от гражданства России", подсудимый Азамат Ахкубеков - что рассматривает затягивание процесса как попытку не выпускать их на свободу "до Сочинской Олимпиады". Подсудимый Эдуард Миронов заявил, что считает суд нелегитимным и просит свободы только у Аллаха.
Подсудимый Азрет Шаваев заявил, что "большой разницы нет, кто будет в составе суда", так как судьба их "решается не в суде", однако, по его мнению, "в очередной раз будет нарушено" право подсудимых на рассмотрение дела в разумные сроки. Ранее, по его мнению, рассмотрение дела также затягивалось.
"Неизвестно, чем занималось следствие целый год. Раз в месяц нас вывозили, и мы подписывали какие-то документы, которые якобы ранее не так были оформлены. Потом еще целый год саботировался отбор коллегии присяжных заседателей, теперь, когда забрезжила надежда на то, что дело когда-нибудь будет рассмотрено, судья перешла на другую работу. А мы, тем временем, отбываем реальное наказание в безобразных условиях", - заявил Шаваев.
Выслушав все эти высказывания, судья Гориславская поставила на обсуждение вопрос об избрании меры пресечения подсудимым, срок содержания под стражей которых истекает 26 декабря.
Адвокат Олег Келеметов выступил с ходатайством о том, чтобы отложить рассмотрение данного вопроса. По его мнению, "данный состав суда не правомочен принимать решение о продлении срока содержания под стражей, в связи с тем, что председательствующая "избрана в другой состав суда". Келеметов предложил отложить рассмотрение данного вопроса хотя бы на неделю.
Адвокат Люся Шорова также заявила, что ее удивляет, почему суд ставит обсуждение вопроса о продлении срока содержания под стражей на две недели вперед. Адвокаты поддержали коллег, ходатайствующих о переносе рассмотрения данного вопроса на более поздний срок.
Мнения подсудимых разделились. Сергей Казиев и ряд подсудимых высказались за то, чтобы рассмотреть вопрос избрания меры пресечения сегодня, большинство же говорили о том, что не готовы к его обсуждению, так как не знали о том, что этот вопрос будет обсуждаться.
Суд, посовещавшись на месте, определил отклонить ходатайство о переносе обсуждения на другое время.
Руководитель группы гособвинения Ольга Чибинева выступила с ходатайством о продлении подсудимым срока содержания под стражей еще на три месяца, в виду того, что "они обвиняются в тяжких и особо тяжких преступлениях", "представляют особую опасность для государства", "могут скрыться от правосудия". Далее Чибинева заявила, что никаких медицинских документов о наличии у подсудимых каких-либо серьезных заболеваний ни ими самим, ни их адвокатами не представлено, а вопрос их виновности или невиновности будет решаться в суде.
Подсудимый Сергей Казиев обратился к суду с просьбой "учитывать характеристики при принятии решения", и то, что они все — разные.
Подсудимый Анзор Сасиков процитировал постановление Верховного суда РФ о том, что в случае продления срока содержания под стражей судом должны быть учтены выявленные в суде обстоятельства. Далее он сказал, что в ходе судебного процесса уже рассмотрен эпизод "МВД", опрошены десятки свидетелей, оглашены документы, однако никаких доказательств вины ни его, ни других подсудимых, проходящих по данному эпизоду, они не показали.
"Установлено, что те, кто нападал на МВД, погибли на площади Абхазии. Ни я, ни кто другой из подсудимых по эпизоду "МВД" не совершали убийств двух и более лиц. Нет свидетелей, которые бы подтвердили предъявленные нам обвинения", - заявил Сасиков.
Подсудимый Шаваев сказал, что обвинение уже представило доказательства по эпизоду "Ландыш", "однако не смогло представить доказательств совершения мной каких-либо преступлений".
Подсудимый Аслан Беров сказал, что в камере у него есть официальный документ подтверждающий, что у него астма и эмфизема легких, но он не принес его с собой, так как не знал об обсуждении меры пресечения. "У меня есть также поручительство депутата Парламента КБР", - отметил Бероев.
Альбиян Малышев сказал, что ему никто так и не сказал, за что он сидит четыре года в заключении. "То, что было совершено преступление — это факт, но какое я к этому имею отношение?" - заявил Малышев. Он сказал, что все доказательства против него сфабрикованы. По одному из документов в деле выходит, что он совершил убийство в возрасте двух лет. "Такие же документы - все остальные. Я не знаю, за что меня били, пытали, за что мучаются мои родственники, которые меня ждут", - отметил подсудимый.
Подсудимый Тохов вспомнил, что, когда его задерживали, ему сломали руку, которая зажила без гипса. "Поломанной хрустальной пепельницей срезали с меня мясо и засовывали мне его в рот, чтобы я скушал. Продлевайте нам срок содержания под стражей сразу на 50 лет, чего уж скромничать", - заявил Тохов. Он также сказал, что не признает "тагутский закон".
Адвокат Абубакаров, заявив, что никаких иллюзий не питает по поводу изменения меры пресечения, тем не менее, подверг критике заявление стороны обвинения о том, что никаких документов о состоянии здоровья подсудимых суду представлено не было.
"В отношении подсудимых Казиева, Сеюнова, Кудаева такие документы есть. Они есть в деле. Многие из них истребованы самим судом", - заявил адвокат. Далее он обратил внимание суда на противоречия в документах о состоянии здоровья Кудаева. По одним документам, у Кудаева хронический гепатит, по другим, его нет. По одним, выданным гражданскими врачами, у Кудаева язвенная болезнь желудка в стадии обострения, по другим, он здоров. Адвокат заявил о своем недоверии врачам медсанчасти СИЗО.
"Эти люди сидят с 2005 года. Они лишены семейной жизни, так как им не предоставляются длительные свидания, хотя уже осужденным, признанным виновным, такие свидания предоставляются", - сказал адвокат. Он также подчеркнул, что кроме самого факта нападения до сих пор не представлено ни одно доказательство виновности этих лиц, то, что легло в основу обвинения, - признания самих обвиняемых, добыты под пытками.
Суд огласит решение в следующий четверг, 17 декабря.
Напомним, что в ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. На скамье подсудимых 58 человек. Им инкриминируются совершение преступлений, предусмотренных статьями УК - "терроризм", "убийство двух и более лиц", "покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов", "незаконное ношение и хранение оружия" и др. Большинство обвиняемых вину не признает.
Судебный процесс начался в ноябре 2007 года. После этого целый год в Верховном суде КБР пытались сформировать коллегию присяжных, что в итоге сделать не удалось, а в январе 2009 года вступил в силу закон об отмене суда присяжных по делам, связанным с терроризмом. В марте 2009 года дело начала рассматривать коллегия из трех профессиональных судей.
В настоящее время рассмотрены почти три эпизода нападения. Всего в деле более 10 эпизодов. Опрошены десятки свидетелей, многие из которых вызывались в суд из других регионов. Выход из дела судьи Гориславской означает, что рассмотрение дела начнется заново.