16:13 / 29.10.2009Стенограмма ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Абхазии С.М.Шамбой по итогам переговоров

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

№1453-03-10-2009

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию в регионе с точки зрения противостояния с Евроатлантическим блоком? Какие планы у России в отношении стран региона?

С.В.Лавров: Мы не хотели создавать никаких ситуаций, которые вели бы к противостоянию с кем бы то ни было. Насколько мы можем судить о позиции Абхазии, это не входит и в ее планы. Единственная цель – чтобы народ Абхазии жил свободно, в безопасности, мог развивать свою экономику, решать социальные вопросы, принимать помощь своих друзей во всех этих делах, чтобы ему не мешали, как пытались мешать долгие годы.

Тема противостояния в этом регионе между Россией и Европой, Евроатлантическими организациями – это сфера геополитики, и ее поднимают те, кто хочет в нее играть.

Безусловно, геополитические перемены произошли, прежде всего потому, что появились два новых государства: Республика Абхазия и Республика Южная Осетия. Это реальность, которую нужно учитывать. Другое дело, что можно проводить линию, направленную на то, чтобы заботиться о людях, о стабильности в этом регионе. И это выбор Российской Федерации. Альтернативой этому является разыгрывание все тех же игр с нулевым результатом, борьба за влияние, попытки вырваться вперед за счет кого-то. Мы не считаем такую политику дальновидной. Полагаем, что и на Кавказе, и в Центральной Азии, и в любом другом регионе мира те страны, которые имеют те или иные интересы, вполне могут работать не против кого-то, а за стабильность, за общую выгоду, на основе взаимного уважения, взаимного учета интересов, прежде всего, взаимного уважения и учета интересов тех стран, о которых идет речь, в данном случае о Республике Абхазия. Это краткое изложение российской политики. Надеюсь, что безальтернативность такого подхода будет в скором времени осознана многими.

Сейчас ростки такого понимания пробиваются. Прежде всего, они проявляются в том, что интерес к сотрудничеству с Абхазией растет. Это экономический интерес, инфраструктурный, транспортный. В этом нет ничего плохого. Я бы это только приветствовал. Думаю, что это соответствует интересам Республики Абхазия. Но, понимая интерес внешних партнеров, мы хотели бы, в свою очередь, чтобы они поняли интерес Абхазии, который заключается в том, чтобы уважать новые реальности, а еще лучше их признавать.

Вопрос: Обсуждались ли в ходе переговоров провокации Грузии на Черном море? Каков ответ может быть дан на эти провокации, если они будут продолжаться?


С.В.Лавров: Мы обсуждали те вопросы, которые необходимо иметь в виду и решать, с тем, чтобы не подвергать безопасность Абхазии каким-либо рискам и угрозам. Грузинские провокации в нейтральных водах в отношении судов иностранных государств, которые доставляют экономические и гуманитарные грузы для Абхазии, любые законные грузы, вызывают серьезную обеспокоенность. Мы уверены, что можно будет наладить такое сопровождение этих грузов в нейтральных водах, которое будет способно предотвратить повторение подобных провокаций. Договорились разработать соответствующую схему взаимодействия.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, подписание договора о безвизовых поездках граждан России и Абхазии. Что Вы можете сказать о докладе Х.Тальявини, ведь там содержатся и негативные оценки в отношении России?

С.В.Лавров: Подписанное сегодня Соглашение о безвизовых поездках граждан Абхазии и России соответственно в Россию и Абхазию предоставляет безвизовый въезд на территорию друг друга на период до 90 дней для владельцев не только дипломатических, служебных и общегражданских загранпаспортов, но и для владельцев внутренних паспортов Российской Федерации и Республики Абхазия. Дети до 14 лет могут въезжать по свидетельствам о рождении. Можно пересекать границу по удостоверению моряка. В этом весь смысл данного документа, это максимально льготный режим. Для того, чтобы этот документ вступил в силу, потребуется провести кое-какие внутренние процедуры и в России, и в Абхазии. Надеемся, что в самом скором времени он заработает.

Что касается доклада комиссии Х.Тальявини, то к этой комиссии уже приклеился термин "независимая", но она создана Евросоюзом. Для нас – это комиссия, созданная ЕС, возглавляемая швейцарским дипломатом, которую хорошо знают в Абхазии и России. Это человек, который на всех постах старался быть объективным, честно и добросовестно выполнять свои функции. Думаю, что во многом эти качества Х.Тальявини проявились в том документе, который получил название ее имени.

Я бы не стал арифметически подходить к этому документу: про кого написано больше хорошо, про кого – больше критически. Самый главный вывод этого доклада, ради которого он и был заказан Евросоюзом по инициативе Германии, в том, что войну начал М.Саакашвили, отдав преступный приказ "номер два", что это было нарушение международного права, и что Россия после нападения на своих миротворцев, на своих граждан, на граждан Южной Осетии имела право на ответную реакцию в полном соответствии с правом на самооборону, которое закреплено в Уставе ООН.

Тот негатив, о котором Вы упомянули, сводится к утверждению о том, что наш ответ был хотя и законным, но непропорциональным. Тема непропорциональности нашего ответа возникала еще в августе прошлого года. И когда наши западные партнеры достаточно нервно говорили об этой непропорциональности, мы спрашивали, а в чем собственно заключалась бы пропорциональность. Ответ был простой: вот если бы российская армия остановилась на границе Южной Осетии с Грузией, то вы бы одержали не только военную, но и морально-политическую и правовую победу.

Если бы мы остановились на границах Южной Осетии и Абхазии, то на территории Грузии сохранились бы многие позиции, с которых велся обстрел Цхинвала. Если бы эти позиции не были подавлены российской армией, то, остановившись на границе, российская армия вместе с мирными жителями стала бы мишенью для них. Поэтому устранение главного источника агрессии считаю абсолютно пропорциональным.

Что касается выводов, которые сделали из доклада, убежден, что никаких откровений ни для одного серьезного наблюдателя за всей этой историей там не содержится. Все всё прекрасно знают, кто начал войну, как все развивалось. К двадцатистраничному докладу приложены три тома, которые излагают историю абхазско-грузинских, осетино-грузинских, российско-абхазских, российско-осетинских отношений с конца XVIII века. Не знать этой истории и пытаться выносить суждения о том, кто и что нарушал, кто и когда с кем вступал в союз, не знать, кто и когда по авторитарным лекалам менял и перекраивал территориальное деление внутри Советского Союза – это, как минимум, не профессионально.

Честь и хвала комиссии Х.Тальявини за использование многочисленных материалов, которые предоставили и Абхазия, и Южная Осетия, и Россия (а то, что все мы сотрудничали добросовестно и отрыто, она признает и подчеркивает) и которые будут важны для тех, кто хочет разобраться в произошедшем, чтобы до конца все понять.

Суть же происходящего осознана всеми давно. Если кому-то в ЕС или других странах этот доклад был необходим, чтобы иметь независимый вывод, то он сделан: войну начал М.Саакашвили, отдав преступный приказ.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать итоги переговоров представителей "шестерки" в Женеве по вопросу иранской ядерной программы?


С.В.Лавров: Вчерашняя встреча "шестерки" с представителями Ирана по вопросам урегулирования иранской ядерной программы прошла результативно, достигнуты конкретные договоренности, о них известно. Главная договоренность заключается в том, что в самое ближайшее время Иран предоставит представителям МАГАТЭ доступ на обогатительный объект в г. Кум, чтобы снять все вопросы относительно него. Мы уже выразили серьезную озабоченность тем, что информация о наличии этого объекта поступила поздновато.

Во-вторых, договорились о том, что переговоры по всеобъемлющему урегулированию иранской ядерной программы будут продолжены, и следующий раунд состоится уже в октябре. В фокусе будет именно ядерная составляющая этой проблемы. Хотя будут обсуждаться и другие вопросы, которые станут частью окончательного урегулирования.

В-третьих, в связи с тем, что иранский исследовательский реактор, являющийся абсолютно легальным, не запрещен никакими резолюциями и работает под контролем МАГАТЭ, будет нуждаться в замене топлива, была согласована схема (в согласовании участвовали Россия, США, МАГАТЭ, возможно, будет подключена Франция), в соответствии с которой можно договориться об использовании наработанного в Иране низкообогащенного урана для его обогащения до степени, необходимой для исследовательского реактора, чтобы потом из этого более обогащенного урана изготовить стержни, которые и будут являться топливом для легального, находящегося под контролем Агентства исследовательского реактора в Тегеране.

Главным образом он вырабатывает изотопы, необходимые для медицинской промышленности. Так что итоги вчерашнего раунда в Женеве внушают осторожный оптимизм. Сейчас самое главное, чтобы эти договоренности в полной мере и в согласованные сроки выполнялись.

Вопрос: Считаете ли Вы необходимым заключение договоренностей между Грузией и Южной Осетией и Абхазией о неприменении силы? Прокомментируйте, пожалуйста, сегодняшнее посещение российских пограничников, находящихся в г.Сухум.


С.В.Лавров (в дополнение к ответу С.М.Шамбы): Мы на протяжении нескольких лет, задолго до нападения на Южную Осетию в августе 2008 г. предлагали, чтобы Грузия, Южная Осетия и Абхазия подписала соответствующие обязательства о неприменении силы для урегулирования конфликта. Несколько раз грузинская сторона проявляла готовность разработать такой документ, но каждый раз в последний момент все срывалось.

В мае 2008 г. к нам обратились абхазские друзья, сказав, что есть понимание с грузинской стороной, в частности, с г-ном Аласания. Мы активно это приветствовали, выразили готовность вместе с любой страной, организацией выступить как свидетели при подписании этого документа, поставить свою подпись. Потом все это сорвалось. В июне 2008 г. на встрече Президента России Д.А.Медведева с М.Саакашвили в Санкт-Петербурге об этом тоже договорились. Было условлено, что два президента дадут поручение своим экспертам срочно подготовить такой документ. Потом грузинская сторона стала опять выдвигать около десятка предварительных условий: сначала уберите своих миротворцев из Южной Осетии, замените в Южной Осетии правительство на г-на Санакоева и т.д., а потом мы подпишем документ о ненападении. Было понятно, что всерьез они этим заниматься не хотят. Мы пытались их образумить, все контакты прекратились после того, как 10 июля 2008 г. К.Райс посетила Тбилиси. После этого грузинская сторона на связь не выходила.

Подтверждаю, что такие соглашения между Грузией и Южной Осетией, между Грузией и Абхазией необходимы, потому что не Россия нападала на Грузию, а Грузия напала на Южную Осетию, и, как подтверждают документы, обнаруженные в Кодорском ущелье в разгар августовского кризиса прошлого года, грузинская сторона готовила аналогичную акцию в отношении Абхазии.

Зная эти агрессивные инстинкты грузинского режима, необходимо получить юридически обязывающий документ, который не предполагал даже возможности повторения подобного в будущем. Когда мы ставим этот вопрос на Женевских дискуссиях и в наших контактах с западными партнерами, которые имеют какое-то влияние на Тбилиси, то нам говорят, что достаточно плана Медведева-Саркози, в котором записан один из принципов о неприменении силы. Но все-таки план Медведева-Саркози при всей его важности и позитивной роли, которую он сыграл в стабилизации обстановки после завершения операции по прекращению грузинского нападения, не является юридическим договором, а представляет собой политическое соглашение. В двух документах, подписанных президентами Д.А.Медведевым и Н.Саркози 12 августа и 8 сентября 2008 г., есть обязательства ЕС выступать гарантом неприменения силы. Мы с нашими абхазскими и югоосетинским коллегами исходим из того, что Евросоюз будет свято выполнять эти гарантии. Тем не менее, зная повадки нынешних лидеров в Тбилиси, мы считаем абсолютно необходимым добиваться подписания юридически обязывающих документов о неприменении силы между Грузией и Южной Осетией и Грузией и Абхазией.

Мы сегодня побывали в УПС ФСБ России в Абхазии. Настроение у наших пограничников бодрое. Они хорошо экипированы, хорошо оснащены современным оборудованием. У них тесный контакт с абхазскими коллегами, которые тоже присутствовали на этой встрече. Они сейчас размещаются во временных помещениях, но активно обустраивается постоянное место дислокации российских пограничников при поддержке абхазских хозяев. Я доволен тем, как идет процесс обустройства.

Вопрос: На протяжении года мы слышим, как парламент Белоруссии вот-вот приступит к рассмотрению вопроса независимости Южной Осетии и Абхазии. Но этого не происходит. Сегодня Президент Белоруссии А.Лукашенко сказал, что, если бы российские СМИ не увязывали этот вопрос с выделением Россией очередного транша, то его страна давно признала бы независимость Абхазии и Южной Осетии.

С.В.Лавров:
Я не могу говорить за белорусскую сторону, как не могу комментировать то, что публикуют российские СМИ, которые пишут самые разные вещи. На одну тему разные СМИ могут давать различные комментарии, оценки и мнения. Могу исходить из того, что говорит белорусское руководство, которое заявило и неоднократно подтверждало эту позицию, что вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии будет рассмотрен белорусским парламентом, после чего Президент этой страны примет свое решение. Мы слышали эти заявления и из этого исходим. Это позиция, которую изложил Президент Республики Беларусь А.Лукашенко по своей инициативе и которая, как я понимаю, судя по последним заявлениям, остается в силе.

2 октября 2009 года, г.Сухум

Автор:
10.01.2010 в 02:59Represent
http://www.youtube.com/watch?v=hbfioG1Bv3Q&feature=player_embedded