ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
У Грузии нет никаких рычагов воздействия на Южную Осетию, считает глава НПО "Цхинвали будущего" Марина Мешвидишвили.
"Проблема Южной Осетии, так же как и проблема Абхазии не входит в список приоритетов международного сообщества", - говорит эксперт.
Относительно реальной возможности возвращения беженцев из Южной Осетии в родные дома Марина Мешвидишвили настроена скептически.
"Это нереально, все дома в грузинских селах Южной Осетии разрушены, так что им некуда возвращаться. Но даже если бы эти дома и остались в целости, то на сегодня это было бы невозможно. В Южную Осетию им не дадут вернуться оставшиеся жители и вооруженные формирования. Это небезопасно, потому что в регионе нет никаких международных наблюдателей - ни ЕС, ни ОБСЕ, ни ООН. Там остались только российские миротворцы. Но российские военные - очень ненадежный гарант соблюдения прав или хотя бы гарантии жизни местного населения. Так что я не вижу никаких возможностей для возвращения", - указывает Марина Мешвидишвили.
Независимый аналитик и конфликтолог Паата Закареишвили в свою очередь полагает, что резолюция Генассамблеи ООН в отношении беженцев из Абхазии и Южной Осетии является популистским решением.
"Ни у Грузии, ни у мирового сообщества нет никаких рычагов воздействия на Абхазию. У мирового сообщества есть возможность воздействовать на Россию, и уж через нее - на Абхазию и Южную Осетию, - говорит Закареишвили. - Сказать, что у мирового сообщества не получается влиять на Россию нельзя. Однако, проблемы Абхазии и Южной Осетии не входят в первую десятку приоритетов во взаимоотношениях между Западом и Россией".
По мнению независимого аналитика, на первом месте в отношениях Запада и России стоят вопросы энергетики, совместная борьба с терроризмом, вопросы ядерной безопасности, взаимодействие по Ирану и Афганистану и прочее. Тем не менее, по его словам, "Грузию не оставят в покое".
"ООН и другие организации будут принимать документы, которые подтверждают территориальную целостность Грузии, но реально делать что-то в этом отношении еще долго никто не будет. Грузию используют как рычаг воздействия на Россию, добиваясь от нее уступок в других вопросах. Таким образом, Грузия превратилась в разменную монету, и, к сожалению, некоторым в Грузии эта позиция даже нравится", - говорит Закареишвили.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, может ли предпринять что-то Грузия, для того, чтобы переменить ситуацию, Паата Закареишвили ответил, что сегодня можно говорить только о двух действиях: отмена санкций, действующих в отношении Абхазии и Южной Осетии по экономическим взаимоотношениям и смена действующего президента.
"Если Михаил Саакашвили подаст в отставку до окончания срока своих полномочий именно в связи с провальной политикой в отношении Абхазии и Южной Осетии, то у нас лет через 10-15 появится шанс вернуть Абхазию и Южную Осетию. Иначе нам не простят того, что произошло в Южной Осетии в августе прошлого года. Мы и так затянули с покаянием перед абхазами и осетинами за то, что развязали войну в начале 90-х годов", - ответил аналитик.
Паата Закареишвили считает также, что сегодня невозможно взаимодействие между Абхазией и Грузией на уровне народной дипломатии и неправительственных организаций.
"Подобное взаимодействие возможно только тогда, когда неправительственный сектор взаимодействует с властью. Но когда власть, напротив, игнорирует неправительственные организации и даже порой борется с ними, то тогда плодотворного сотрудничества не получится, - уверен Закареишвили. - Наши абхазские коллеги, мои друзья в Абхазии понимают, что неправительственный сектор Грузии сегодня "обесточен", что мы не можем ничего предложить. А я не буду рисковать своей дружбой с абхазами, чтобы реализовывать несбыточные или опасные для них проекты".
По мнению конфликтолога, указанная резолюция нужна Саакашвили, чтобы пустить пыль в глаза народу, чтобы общественности показать, как будто что-то делается.
Кроме того, Закареишвили напомнил, что ООН больше не принимает к обязательному исполнению резолюцию собственного Совета Безопасности
"Документ Генассамблеи ООН - это документ государства (внесшего документ на голосование - прим. "Кавказского узла"). То есть, что вносишь, на то и происходит реагирование. Подготовленный государством документ ничего общего не имеет с документом ООН. Союзники того или иного государства поддерживают это, а противники - нет", - заявляет Закареишвили.
Отметим, что в настоящее время в Грузии, по сведениям министерства по делам беженцев и внутренне перемещенных лиц, проживает 240 тыс. беженцев из Абхазии, 15 тыс. беженцев из Южной Осетии после войны 1992 года и 25 тыс. беженцев после войны 2008 года.
Напомним, что 9 сентября Генеральная ассамблея ООН приняла большинством голосов предложенную Грузией резолюцию о положении беженцев из Южной Осетии и Абхазии. В резолюции подтверждается право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев и их потомков, независимо от этнической принадлежности, на возвращение в их дома на всей территории Грузии, в том числе в Абхазии и Южной Осетии,