Геополитическое понятие, фиксирующее факт превращения кавказского региона в условиях распада Советского Союза в такой сегмент мирового пространства, который многими специалистами (в частности, С.Коэном) называется "регионами-воротами" или транзитными территориями, через который осуществляются интенсивные контакты, идет взаимообмен между народами и государствами. В специальной литературе это понятие в основном используется применительно к Южному Кавказу. Причем, в нынешней геополитической конфигурации ни одно из новых независимых государств этого региона в отдельности не является полноценным транзитным "коридором" и, следовательно, стыком между Европой и Азией, хотя каждое из них претендует на это. Подлинный евразийский "коридор" (он же "мост") образует лишь регион в целом.
Как полагает ряд исследователей и экспертов (например, А.Гегешидзе, 1999), есть три толкования понятия "кавказский коридор". Во-первых, им называют "Новый шелковый путь" (по аналогии с "Великим или историческим шелковым путем" в древности). Это широкое толкование "коридора". Под ним подразумевается обмен товарами и технологиями, диалог и взаимообогащение культур, пространство сосуществования и сотрудничества государств и народов Евразии, возможность формирования здесь единого экономического пространства и даже (возможно) структур региональной безопасности.
Во-вторых, есть более узкое толкование этого понятия. Им называют "Евразийский транспортно-коммуникативный коридор", который также имеет отношение к регионам Центральной Азии и Южного Кавказа. В-третьих, понятие "коридор" используется применительно к региональной программе TRACECA (представлена на конференции ЕС в Брюсселе в мае 1993 г. в рамках более широкой программы TASIS). Она считается составной частью "Нового шелкового пути".
Рябцев В. Н.