Уже почти семь месяцев в Нальчикском следственном изоляторе содержится житель Кабардино-Балкарии Керим Малкаров, которому предъявлено обвинение в убийстве. 22 декабря Верховный суд Кабардино-Балкарии оставил в силе решение Нальчикского городского суда о продлении срока его содержания под стражей.
Комментируя ситуацию, адвокат Ева Чаниева, которая защищает права обвиняемого, говорит, что органами следствия допущены грубейшие нарушения в ходе предварительного расследования.
"Спустя семь месяцев после задержания Малкарова вдруг выясняется, что по делу не была проведена дактилоскопическая экспертиза из-за того, что следствием были утеряны отпечатки пальцев, которые были сняты у Малкарова сразу после его задержания. Повторно отпечатки пальцев были взяты у обвиняемого только 18 декабря", - рассказывает адвокат.
По словам Чаниевой, в отношении Малкарова не были проведены психиатрическая и наркологическая экспертизы, обязательные в делах с такого рода обвинением.
"Только 19 декабря Малкаров был ознакомлен с составом следственной группы, созданной в апреле, сразу после случившегося убийства. К этому времени группа уже сменилась. На сегодняшний день дело передано уже третьему следователю. Все это в последующем будет использоваться для оправдания необходимости содержания Малкарова в заключении. Кроме как пренебрежением к правам человека и отсутствием контроля за ходом предварительного следствия со стороны руководства Следственного Комитета при Прокуратуре РФ по КБР, это не назовешь", - говорит Ева Чаниева.
Дело Малкарова – один из редких случаев в Кабардино-Балкарии, когда прокуратура и защита стоят на одной позиции.
Уже четвертый раз Малкарову продлевают срок содержания под стражей, и каждый раз прокурор, как и защита, просит суд освободить Малкарова из-под стражи, т.е. отказать в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей.
Старший помощник руководителя Следственного Комитета СУ РФ по КБР Рашид Урусов на вопрос корреспондента "Кавказского узла" ответил коротко: "Следствие разберется. Если бы все было так однозначно, суд бы не продлевал обвиняемому срок содержания под стражей". При этом Рашид Урусов сделал оговорку, что с делом незнаком.
Напомним, что в начале апреля этого года в Кабардино-Балкарии был убит предприниматель Мурат Муков. На Мукова было совершено нападение в тот момент, когда он снял со счета в банке 1,5 миллиона рублей и вез их в машине к себе по месту работы в пригороде Нальчика. Вместе с ним ехала бухгалтер предприятия Фатима Казмахова. По пути на машину Мукова было совершено нападение трех неизвестных в масках, один из которых застрелил предпринимателя. Деньги были похищены.
2 июня по подозрению в совершении данного преступления был задержан житель Нальчика Керим Малкаров. Его якобы опознала свидетель Казмахова. Однако приметы, описанные Казмаховой, совершенно не совпадают с внешностью Малкарова. Более того, у Малкарова есть алиби, которое за семь месяцев после его задержания не опровергнуто. Тем не менее, он содержится под стражей, а суд каждый раз продлевает этот срок.
"Все это время в коллектив, где работал Малкаров, обращаются с ходатайством о его освобождении, периодически выстаивают возле СИЗО, чтобы передать ему передачу. Это единственная для них возможность показать коллеге, что они верят в его невиновность и поддерживают его", - рассказывает адвокат задержанного.
"Мой сын уже на грани отчаяния,- говорит отец обвиняемого Борис Малкаров. - Он собирается объявить голодовку, но мы его отговариваем, так как у него язвенная болезнь желудка, и это может привести к необратимым последствиям. Мы опасаемся, что, продержав его столько времени в заключении, следствие теперь целенаправленно будет искать любые фиктивные доказательства, чтобы добиться оправдания незаконного содержания его под стражей".
Срок содержания Малкарову продлен до 2 января 2009 года.
"Согласно УПК, продление срока возможно при наличии определенных условий. Одно из них – невозможность закончить предварительное следствие, что нельзя оправдать занятостью следователя и какими-либо необъективными причинами. А в данном случае речь может идти только о бездействии органов следствия. Достаточно сказать, что за семь месяцев заключения под стражей ни один следователь, до 19 декабря, не ознакомил Малкарова с постановлениями о назначении экспертиз", - говорит Чаниева.
По словам адвоката, по делу, за период с июля 2008 года по настоящее время, следственные действия с участием Малкарова стали проводить только после того, когда уголовное дело было истребовано Следственным Комитетом при Прокуратуре России, куда с депутатским запросом обратился лидер КПРФ Геннадий Зюганов по жалобе родителей Малкарова. "Одновременно я также направляла телеграммы с жалобами на действия и бездействие органов следствия в Следственный Комитет и Генпрокуратуру России", - отмечает Чаниева.
Адвокат с непониманием относится также к позиции суда. По закону, при продлении срока содержания под стражей суд не вправе давать оценку собранным доказательствам, входить в вопросы вины или невиновности, но закон обязывает проверить обоснованность подозрения в совершении преступления.
"Я думаю, продлевая каждый раз срок содержания под стражей, суд защищает свои предыдущие решения, - говорит адвокат и добавляет, – чем бы не закончилось это дело, я буду обжаловать каждое из них".
"Президент России Дмитрий Медведев как-то сказал, что необходимо свести к минимуму обращения в Европейский суд по правам человека. Думаю, он имел в виду не запрет на обращения, а улучшение качества работы следственных и судебных органов в стране, - говорит адвокат. - Увы, практика свидетельствует об обратном".
Ранее Чаниева заявила, что "все уже поняли, что привлекли к ответственности невиновного человека, но никто не хочет проявлять инициативу, чтобы освободить его".
Отметим, что в докладе "Об итогах работы судов общей юрисдикции КБР в 2007 году" председателя Верховного суда республики Юрия Маирова говорится, что в 2007 году судами республики были оправданы 63 человека.