Пока политики ссорятся, необходимо срочно решать проблему грузинских беженцев и развивать взаимодействие между российским и грузинским гражданским обществом - к такому выводу, как сообщает корреспондент "Кавказского узла", пришли участники телемоста между Москвой и Тбилиси на тему "Способны ли договориться народы Грузии и России?", состоявшегося 16 октября в пресс-центре РИА Новости.
Участник с российской стороны член комиссии Общественной палаты России по межнациональным отношениям Максим Шевченко рассказал о планах Общественной палаты создать специальный мобильный комитет, который на месте займется возвращением грузинских беженцев в так называемой "буферной зоне". Шевченко попросил грузинскую сторону также участвовать в работе комитета.
Ранее заместитель генерального секретаря ООН по правам внутренне перемещенных лиц Вальтер Келин своего двухдневного визита в Грузию выразил озабоченность положением дел с правами человека в "буферных зонах" страны.
Проблема беженцев сейчас более актуальна для грузинской стороны, потому что из 34 тысяч осетин, бежавших в Северную Осетию, 33 тысячи вернулись обратно, в то время как процесс возвращения десятков тысяч грузин в так называемую "буферную зону", из которой Россия вывела войска 10 октября, не начался, подчеркнул генеральный директор Института прав человека, правозащитник Валентин Гефтер.
Член комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Ольга Костина сообщила подробности проекта "мобильной группы" Общественной палаты. По ее словам, планируется создать две комиссии: по гражданскому расследованию произошедших событий и по помощи пострадавшим от военных действий.
По мнению Костиной, комиссия должна следить не только за восстановлением разрушенных домов, но и за восстановлением "разрушенного сознания" людей. Для большей эффективности член Общественной палаты предложила выбрать одно конкретное грузинское село в "буферной зоне", поехать в него членам мобильной группы и лично проследить за возвращением беженцев.
Костина добавила, что, несмотря на то, что вооруженная война закончилась, информационная продолжается, и власти будут по-прежнему пытаться политизировать народ. Единственный способ этому противостоять - гражданские действия, диалог двух обществ, считает член Общественной палаты. "Политикам люди привыкли не доверять, но, как только выступил Вахтанг Кикабидзе, о проблеме пострадавших в Грузии стали говорить в российском обществе", - заявила Костина.
Участник телемоста с грузинской стороны член Наблюдательного совета общественного телевидения Грузии Леван Гахеладзе призвал российскую сторону к честности. "Как грузинское население может вернуться в села, из которых они были выселены? Кто обеспечит им безопасность? Российские войска? К сожалению, пока что доверия российским войскам нет", - заявил Гахеладзе.
Он также напомнил Максиму Шевченко его высказывание двухнедельной давности в СМИ о том, что "грузины могут вернуться, приняв гражданство соответствующих республик". "Скажите откровенно - кроме гуманитарных задач есть и политические требования", - сказал Гахеладзе.
Гахеладзе также сообщил, что в 2008 году тысячи, если не десятки тысяч югоосетин бежали в Грузию, когда начался конфликт: "Это так называемые "унионисты", выступающие за союз с Грузией". Этот факт говорит о том, что в Южной Осетии необходимо признать не только этнические, но и политические чистки, считает Гахеладзе.
В доказательство своих слов он предложил журналистам поинтересоваться судьбой родственников Санакоева и Какусова. Гахеладзе заявил, что жители Алхагори и Знаурского района — осетины по национальности, бежали на юг, в Грузию.
Об "унионистах" говорил и другой участник телемоста с грузинской стороны Александр Русецкий. "Необходимо обеспечить реальные миротворческие процессы, а не квазимиротворческие. Многое зависит от легитимности формата переговоров. Нужны не просто переговоры в четырехстороннем формате — от осетинской и абхазской стороны должны быть представители как "унионистов", так и "сепаратистов", иначе мы ничего не добьемся", - заявил Русецкий.
Гахеладзе же счел нужным напомнить, что в юго-осетинском и абхазском конфликтах нельзя винить одну грузинскую сторону. "Конфликты были спровоцированы не в Грузии, и не в 1991 году. В конце 1989 года советские войска были введены в Южную Осетию и Абхазию в ответ на прошедшие там референдумы. Тогда 68 процентов населения Абхазии и почти 90 процентов населения Южной Осетии высказались за независимость Грузии от СССР", - заявил Гахеладзе.
Напомним, что 15 октября, оглашая решение по иску Грузии к России, суд ООН в Гааге постановил, что обе стороны должны способствовать получению гуманитарной помощи населением Грузии, Южной Осетии и Абхазии.
И Россия, и Грузия должны делать все для обеспечения безопасности людей, реализации их прав на свободу передвижения и проживания в пределах границ государства, защищать собственность перемещенных лиц и беженцев. Суд напомнил сторонам об обязанности соблюдать положение Международной конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации.
13 октября общественные организации Грузии и России, международные правозащитные организации призвали участников встречи 15 октября в Женеве, на которой обсуждался конфликт в Грузии, сделать права человека приоритетом в рамках международных усилий, направленных на урегулирование конфликта. Однако, как уже сообщал "Кавказский узел", дискуссии в Женеве были приостановлены из-за процедурных трудностей, следующую встречу планируется провести 18 ноября.