Поезд Москва-Баку прибыл сегодня в столицу Дагестана Махачкалу с 45-минутным опозданием, так как был задержан на станции Кизляр жителями села Качалай, требующими от правоохранительных органов активизировать усилия по поиску похищенного накануне односельчанина.
22-летний выходец из селения Качалай Рамазан Магомедов был похищен в 6 июля в Кизляре. Четверо неизвестных в масках, которые подъехали на двух машинах, посадили его в один из автомобилей и увезли в неизвестном направлении.
Отец похищенного, пытавшийся вступиться за сына, был ранен выстрелом в ногу. Как сообщили в пресс-службе МВД Дагестана, личности трех из четверых нападавших уже установлены, ведется их розыск. О цели похищения и судьбе похищенного пока ничего не известно.
Отметим, что жители Дагестана неоднократно проводили акции протеста против похищения людей.
В сегодняшнем пикете по перекрытию федеральной дороги "Кавказ" и полотна Северокавказской железной дороги приняли участие около 300 жителей села Качалай.
Как сообщили агентству "Интерфакс" в дежурной части Бабаюртовского РОВД, на территории которого произошел инцидент, с пикетчиками встретился замминистра внутренних дел Дагестана Абедин Карчигаев, после чего собравшиеся разошлись.
Как сообщал "Кавказский узел", 4 июля на центральной площади Махачкалы перед зданием администрации президента и правительства Дагестана митинговали родственники Магомеда Залитинова и Изила Гойчакаева, которые вначале числились пропавшими, а затем были обнаружены в СИЗО.
На центральную площадь Махачкалы вышли около 50 человек, которые требовали объективного рассмотрения дел в отношении Магомеда Залитинова и Изила Гойчакаева. Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" один из родственников задержанных, к ним ограничивают доступ адвоката, а также применяют физические меры воздействия.
27 июня у здания прокуратуры Дагестана родственники Али Залитдинова и Идриса Гучакаева, похищенных, как они считали, сотрудниками правоохранительных органов, организовали стихийный митинг и перекрыли движение по проспекту Ярагского.
Прокурор республики Игорь Ткачев пообещал митинговавшим выяснить судьбу похищенных, после чего собравшиеся согласились снять пикет.
По словам митингующих, 24 июня был похищен 30-летний Али Залитинов, а 25 июня - 29-летний Идрис Гучакаев. Они были задержаны в присутствии свидетелей вооруженными людьми в гражданской одежде, которые называли себя сотрудниками "шестого отдела" (так в Дагестане называют УБОП и УБЭиУТ, управление по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом) и увезены в неизвестном направлении.
Напомним, что в начале июня председатель организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева пожаловалась прокурору на то, что следователи не проверяют сведения о местонахождении похищенных.
С начала 2008 года в Дагестане было похищено как минимум восемь человек. По словам исполняющего обязанности первого заместителя руководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре России по Дагестану Мирзабалы Мирзабалаева, согласно показаниям самих этих людей, к их похищению могут быть причастны лица, которые представлялись сотрудниками правоохранительных органов.
Вместе с тем, уполномоченный по правам человека в Дагестане Светлана Алисултанова отмечает значительное снижение числа похищений людей в республике. "С июля 2007 года нет обращений из-за похищений людей. Сегодня дагестанцы недовольны незаконными методами ведения следствия. По этому поводу поступило 95 жалоб, все они переадресованы в прокуратуру по месту жительства жалобщиков", - заявила Алисултанова.
Как говорится в Докладе "Ситуация на Северном Кавказе. Осень 2007 г. - весна 2008 г." Правозащитного центра "Мемориал", подготовленном к очередному раунду консультаций Европейский Союз - Россия по правам человека, состоявшемуся 16 апреля в Любляне, Северный Кавказ по-прежнему остается одним из наименее благополучных регионов России в области соблюдения прав человека.
Для борьбы с вооруженными группами в Дагестане сосредоточена значительная группировка "силовиков", которые проводят "контртеррористические операции" с грубым нарушением российского законодательства и норм международного права, отмечают правозащитники, подвергая неизбирательным обстрелам жилые дома, незаконно задерживая и похищая граждан, незаконно содержа их в местах предварительного заключения, применяя незаконные методы дознания и следствия, совершая внесудебные казни.
"Так же, как и в других регионах Северного Кавказа, здесь исчезают люди. Большинство исчезнувших - из семей, где исповедуют фундаменталистский ислам, то есть из среды, подозреваемой "силовиками" в связях с боевиками. В отличие от Чечни и Ингушетии, где похитители приезжают к людям домой вооруженные и в масках, и забирают подозреваемого при свидетелях, похищения в Дагестане, видимо, тщательно планируются, поскольку происходят без свидетелей и лишнего шума: человек выходит из дома и не возвращается. Тем не менее, в ряде случаев имеются бесспорные доказательства причастности к похищениям сотрудников силовых ведомств", - говорится в докладе.
Проблеме похищений в Дагестане, а также других регионах Северного Кавказа, посвящен подготовленный Программой "WITNESS" совместно с отделениями Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном и Назрани документальный фильм "Потерянные жизни. Исчезновения и безнаказанность на Северном Кавказе" ("Missing Lives. Disappearance and Impunity in North Caucasus").