В столице Нагорного Карабаха состоялась рабочая встреча, где были обсуждены международно-правовые основы статуса беженцев. На ней были затронуты также права беженцев в непризнанной республике. Мероприятие провела Общественная организация беженцев НКР совместно с Государственным центром международного сотрудничества при МИД НКР.
Целью встречи было выработать стратегию деятельности государственных и общественных организаций в сфере защиты прав беженцев. Были выявлены наиболее "болевые" точки, которые спустя 20 лет после депортации продолжают оставаться для беженцев актуальными.
Как было отмечено в ходе встречи, первые беженцы из Азербайджана, в основном, из Сумгаита и Баку, в Карабахе появились в 1989 году, после кровавых погромов. Люди оставили все, что было нажито многолетним трудом - дома, имущество.
Карабахское руководство приняло тогда политическое решение оказать беженцам всемерную поддержку. Им были предоставлены дома в новостройках, выдано самое необходимое для жизни. Многих устроили на работу, детей - в школы.
Политика была такова: приехавшие в Карабах люди, большинство которых имели карабахские корни, не должны чувствовать себя на своей земле чужими. Именно исходя из этого, их не называли беженцами, соответственно, не ставили вопрос об их возвращении и даже компенсации утерянного имущества.
В 1991-ом начались активные боевые действия, где никто не разделял карабахцев на беженцев и "коренных". В кровопролитной войне, продолжавшейся до мая 1994 года, приняли участие тысячи беженцев. Многие из них отдали жизнь за карабахскую землю, стали инвалидами. Часть беженцев предпочли оставить Карабах и поселиться в других местах. Но порядка 35 тыс. человек до сих пор живут в Карабахе, не имея соответствующего статуса.
Вопрос беженцев в Карабахе всегда рассматривался в нравственной плоскости. Интеграция считается приоритетом, а искусственное разделение граждан НКР на беженцев и "не-беженцев" до сих пор не принимается в обществе.
При этом, как отметили участники встречи, если Азербайджан активно использует проблему беженцев, получая от этого как финансовые, так и политические дивиденды, то Карабах никогда не использовал проблему беженцев в качестве политического рычага, считая это неэтичным либо не осознавая политического потенциала вопроса. В результате карабахские беженцы не имеют международного статуса и не пользуются предусмотренными международными конвенциями льготами.
Председатель Общественной организации беженцев НКР Сарасар Сарьян отметил, что в самом начале, после депортации, беженские организации действовали довольно активно.
"Мы делали все от себя зависящее, чтобы обеспечить людям хотя бы минимальные условия для жизни. Много лет организация практически не действовала. В 2005 году в Карабах приехал генсек Совета Европы Терри Дэвис (тогда он был докладчиком по Карабаху) и первым делом встретился с карабахскими беженцами. Тогда стало ясно, что мы имеем шанс защитить свои права на международном уровне", - сказал Сарасар Сарьян.
Прошло 20 лет, и беженцы говорят, что их проблемы не стали менее актуальными. По-прежнему сложно получить постоянную прописку. Во встрече принимала участие молодая женщина 26-ти лет, которая до сих пор не может ни получить статус беженца, ни постоянную прописку, чтобы встать на очередь на жилье.
Беженка из Сумгаита Рузанна Авакян подняла вопрос об армянских могилах, которые остались в Азербайджане. Она считает, что необходимо достичь договоренности либо о перезахоронении останков, либо об охране армянских кладбищ.
Беженец из Баку Павел Арустамян подчеркнул, что даже через 20 лет беженцы имеют проблемы с языком, соответственно, с трудоустройством. Он предложил создать предприятия, на которых могли бы работать русскоязычные беженцы.
Однако, было признано, что социальными и гуманитарными шагами здесь не обойтись. Необходимы политические решения. Прежде всего, карабахские власти должны осознать, что проблема беженцев не решена, и с каждым годом она становится все актуальней. Было подчеркнуто, что нет государственной инстанции, которая занималась бы вопросами беженцев.
При правительстве работало Управление по вопросам миграции, беженцев и переселенцев, да и то недавно было реорганизовано в отдел министерства соцобеспечения. Беженцы предложили создать в парламенте постоянную комиссию, которая будет заниматься вопросами беженцев, при правительстве - специальное управление.
Как отметила директор Международного центра сотрудничества Жанна Крикорова, достигнута договоренность с омбудсменом о том, что один из юристов организации будет заниматься исключительно вопросами беженцев.
По словам директора Шушинского музея, беженца Ашота Арутюняна, для политического решения проблем беженцев необходимо три важных шага: признание статуса беженцев и вынужденных переселенцев со стороны Нагорно-Карабахской республики; признание живущих в Карабахе беженцев властями Республики Армения; международное признание прав карабахских беженцев (с использованием потенциала армянской диаспоры).
Беженцы-армяне, проживающие в Карабахе, не имеют международного статуса из-за непризнанности государства. Только в 2004 в НКР был принят закон "О беженцах", согласно которому, проживавшие в различных районах Азербайджана армяне, лишившиеся крова в результате карабахско-азербайджанского конфликта, получили статус беженцев. За последние 4 года они получили от карабахского государства небольшую компенсацию за утерянное имущество.
После принятия в 2004 году закона о беженцах в Карабахе начался учет поселившихся в республике беженцев из Азербайджана. Свидетельство о регистрации получили более 5 тысяч семей. 600 семей беженцев по сей день остаются без крова и нашли приют либо у родственников, либо во времянках.
Беженцы собираются обратиться в комиссию ООН с требованием признать права проживающих в Карабахе беженцев на компенсацию материального и морального ущерба.
С исками в Европейский суд уже обратились армянские беженцы из карабахского села Гюлистан, находящегося в Шаумянском районе Нагорно-Карабахской Республики, в настоящее время контролируемого Азербайджаном. Село Гюлистан известно также тем, что в нем был заключен Гюлистанский договор 1813 года, по которому Нагорный Карабах как самостоятельная армянская территория вошел в состав России.
Готовятся иски и других армянских беженцев из Северного Нагорного Карабаха и Азербайджана. Имущество 500 тысяч армянских беженцев, депортированных в конце XX века, как из Нагорного Карабаха, так и из Азербайджана, оценивается в 5 млрд долларов.