12 мая 1997 года президент России Борис Ельцин и глава ЧРИ Аслан Масхадов подписали "Договор о мире и принципах взаимоотношений" между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. В годы правления Аслана Масхадова этот день отмечался в Чечне как государственный праздник и являлся выходным днем.
Подписанный в Кремле документ, как в нем указывалось, должен был "прекратить многовековое противостояние" между Россией и Чечней. Спустя всего два года после его подписания Москва начала в Чечне "контртеррористическую операцию", которая привела к десяткам тысяч новых жертв и практически полному разрушению экономики республики.
Многие в Чечне до сих пор считают, что договор между двумя президентами действительно дал уникальный шанс решить все имевшиеся между сторонами проблемы мирным, цивилизованным путем.
"Подписание этого Договора, действительно можно считать исторической и знаменательной датой. Это был уникальнейший для Москвы и Грозного шанс решить противоречия путем политических переговоров. Я убежден, что поддержи в дальнейшем Москва Масхадова, Чечня вернулась бы в правовое поле России и без всякой "контртеррористической операции" и новых тысяч жертв как среди чеченцев, так и русских солдат. Но кремлевским чиновникам и "ястребам" из генералитета очень хотелось взять реванш за бесславный провал первой военной кампании в республике и они сделали все возможное для того, чтобы этот договор так и не был реализован", - считает бывший преподаватель одного из грозненских ВУЗов Вахид.
"Вместо того, чтобы помочь бывшему советскому полковнику навести в республике порядок, Москва наводнила республику всевозможными отморозками типа Бараева и работала на подрыв его авторитета. А в нужный момент, вновь затеяла здесь войну. Масхадов, возможно, и был хорошим военным и плохим политиком, но чисто по человечески мне его жаль. Он действительно хотел мира", - сказал собеседник.
"Подписанный тогда (в мае 1997 года) в Москве договор о мире между ЧРИ и Россией был всего лишь пустой бумажкой, потому что Москва никогда и не собралась его исполнять. Это было понятно, но жители Чечни, пережившие страшную войну, очень надеялись на то, что избранный ими президент сделает все от него зависящее, чтобы не допустить нового противостояния. Но их надеждам не суждено было сбыться. И виноват в этом, в первую очередь, Кремль. Чеченцев просто в очередной раз обманули. Не зря, видно, в свое время премьер-министр Англии Уинстон Черчилль сказал, что договор с русскими "не стоит и того листа бумаги, на котором он написан". Видно, он хорошо знал, чего можно ждать от Кремля, а Масхадов - нет", - заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" 40-летний житель Грозного Абуязид.
"Высокие договаривающиеся стороны, желая прекратить многовековое противостояние, стремясь установить прочные, равноправные, взаимовыгодные отношения, договорились: 1. Навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов. 2. Строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, при этом стороны взаимодействуют в сферах, определяемых конкретными соглашениями", - было отмечено в документе.
Вышеуказанный договор должен был стать основой для заключения дальнейших соглашений по "всему комплексу взаимоотношений" между сторонами. Но российский парламент так и не ратифицировал этот документ. Москва, которая во время выборов Президента ЧРИ явно делала ставку на Аслана Масхадова (в противовес известному полевому командиру Шамилю Басаеву и одному из идеологов чеченской независимости Зелимхану Яндарбиеву), в дальнейшем никак не поддержала чеченского президента.