Житель селения Инаркой Терского района Кабардино-Балкарии Мурадин Гермашиков обратился в общественный Правозащитный центр с просьбой защитить его право на земельный надел и защитить от давления силовых структур.
"Вот уже 10 с лишним лет я не могу получить земельный надел и имущественный пай, которые по праву должны были возвращены мне после расформирования колхоза и приватизации колхозного имущества", - говорится в письме 50-летнего Мурадина Гермашикова, врача по образованию.
По его словам, в инстанциях, в которые он обращался, в содействии ему отказывали. "Пока тянулась эта бюрократическая волокита, от колхоза ничего не осталось. Колхоз был миллионером, а его председатель - Героем социалистического труда. Вместо того, чтобы акционировать колхоз и создать на его базе сельскохозяйственный кооператив или агрофирму, руководство колхоза и местные власти разбазарили общественное имущество", - пишет Гермашиков.
"Пахотные колхозные земли эксплуатируются ими, их родственниками или людьми со стороны. Нам, рядовым членам, не вернули ни имущественный пай, ни землю", - говорится в письме.
По мнению автора обращения, "при желании можно было преобразовать колхоз в кооператив. Люди продолжили бы дело своих отцов, не разрушая единственный производственный объект в селе, как это сделали в соседних, русскоязычных районах, где власти обеспечили безболезненный переход своих граждан из социализма в капитализм, и сегодня у них нет проблем с занятостью".
В селах же Терского района, утверждает автор письма, царит поголовная безработица.
"Получается, что наше село за 20-е столетие ограбили дважды. Первый раз при коллективизации в начале прошлого века, когда собрали имущество с частных подворий в колхоз, а во второй раз в конце столетия - при приватизации, когда изъяли имущество колхоза и перевезли в райцентр. Какие-то 15 семей присвоили плоды столетнего труда всех сельчан и баснословно разбогатели. Где Конституция, государство и законы республики? Почему они существуют отдельно от народа? Кому выгодно отдалять народ от земли и труда? Кто обрек наше село и наших сельчан на деградацию и полуголодное существование без всяких перспектив на лучшую долю?" - вопрошает Мурадин Гермашиков.
Он убежден, что командно-административная система пустила глубокие корни при прежней власти, и хотя президент в республике новый, на уровне местной власти все осталось по-прежнему. Такая ситуация сохранится до тех пор, "пока в районах будут сидеть старые кадры, которые блокируют все реформы и попытки новой власти сдвинуть дело с мертвой точки", убежден автор письма.
Далее в письме речь идет о том, что недалеко от села расконсервировали нефтебуровые скважины, в результате чего выбросы сероводорода с парами ртути и атомами тяжелых металлов наносят вред жителям. "После этого участились заболевания злокачественными новообразованиями, выкидыши и преждевременные роды, рождение мертвых детей, а жалующимся на повышенное артериальное давление и вовсе нет счета", - говорится в письме.
"Говорят, что на геологической карте есть скважины, а нашего села нет, так как в такой близости -2 км - не должно быть населенных пунктов, а значит, нет и нас, жителей", - сетует житель села Инаркой.
"На месте бывшей молочно-товарной фермы в селе разбили просторное кладбище. И это вполне логично. Кладбище при такой жизни - единственная перспектива для сельчан", - с отчаянием иронизирует он.
"4 поколения членов нашей семьи активно трудились в колхозе, а когда колхоз ликвидировали, выяснилось, что нам ничего не положено. Это несправедливо и я с этим согласиться не могу. И не я один протестую. Основная масса сельчан не хотят мириться с таким положением дел, и рано или поздно это недовольство выльется в социальный взрыв", - предупреждает Мурадин Гермашиков.
В обращении содержится просьба довести до президента республики содержание письма.
Как стало известно корреспонденту "Кавказского узла", письмо было направлено на сайт президенту, а также передано через приемную.
Как сообщил сегодня Мурадин Гермашиков, реакция не заставила себя ждать. Письмо переслали в Терскую районную администрацию, как раз тем, на кого жаловался житель Инаркоя. Из обширного письма Гермашикова там обратили внимание лишь фразу о возможном социальном взрыве. К автору тут же направили две машины ОМОНа с автоматами. "Кто тут готовит террористический акт?!", - передает Гермашиков слова приехавших силовиков.
Правда, ОМОН направился не к самому Гермашикову, а к его близким родственникам, через которых районные власти потребовали, чтобы он сам же опроверг содержание своего письма.
Мурадин Гермашиков заявляет, что даже если родственники от него отвернутся, он не намерен отступать. "Я только хотел привлечь внимание президента и правительства к этим проблемам. Если мне не верят, пусть соберут сход жителей села. Пусть они опровергнут то, что я написал".
Руководитель общественного Правозащитного центра Валерий Хатажуков, комментируя ситуацию, сказал следующее:
"Я не ожидал, что реакция выльется в такую форму. В такое давление. Я думал, что будет создана комиссия, будет публичное разбирательство. Это не первый сигнал из этого района, были и другие. Мы их убеждаем, что надо действовать правовыми методами", - сказал Хатажуков.
"Эта ситуация нам связывает руки, - продолжил Хатажуков. - Власть говорит, что общество должно быть открытым, все проблемы должны открыто обсуждаться, а вместо этого мы видим, что во многих местах не ушли от решения вопросов милицейско-бандитскими методами".
"Мы вновь обратимся к президенту с изложением новых обстоятельств и будем просить его о создании комиссии", - сказал правозащитник.