В Северной Осетии в 2007 году около двух тысяч представителей малых форм хозяйствования получили кредиты на общую сумму 500 миллионов рублей - из них 226 миллионов рублей пришлись на долю владельцев личных подсобных хозяйств и 140 миллионов рублей направлены на развитие крестьянско-фермерских хозяйств.
Об этом корреспондента "Кавказского узла" проинформировали в министерстве сельского хозяйства и продовольствия республики, комментируя реализацию одного из направлений приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
В Республике Северная Осетия-Алания насчитывается 1039 крестьянско-фермерских хозяйств и 88 тысяч личных подсобных хозяйств, и как отметил руководитель ведомства Роберт Засеев, особенность аграрного сектора заключается в том, что именно личным подсобным хозяйствам принадлежит значимая роль в наполнении продовольственного рынка молоком, мясом, картофелем и овощами.
"По сравнению с 2006 годом объемы кредитования возросли в два раза, - подчеркнул министр сельского хозяйства. - Кредитов могло быть больше, но есть определенные трудности - не все желающие могут их получить, прежде всего, ввиду отсутствия залоговой базы". Собеседник агентства полагает, что проблема может быть минимизирована за счет правительственной программы по созданию залоговой базы, и соответствующий документ уже разрабатывается.
"Главная цель национального проекта - это увеличение объемов сельскохозяйственной продукции, наполнение рынка отечественной продукцией и создание достойных условий жизни для тех, кто работает на земле", - сказал Роберт Засеев, добавив при этом, что "труд земледельца всегда был тяжелым".
В Моздокском районе Северной Осетии проживает 87 800 граждан, из них более половины в сельской местности, и, несмотря на наличие производственного потенциала, район считается аграрным. Как сообщил начальник районного управления сельского хозяйства Сергей Хабалов, в прошлом году 239 физических лиц получили кредиты на общую сумму 18 миллионов 434 тысячи рублей.
"Кредитные средства потрачены на приобретение скота, техники, реконструкцию и ремонт хозяйственных построек. Чувствуется определенное оживление в селах, у людей появилось желание работать, они поняли, что государство способно оказать им помощь в погашении процентной ставки кредита", - пояснил Сергей Хабалов.
Эксперты, с которым удалось побеседовать корреспонденту "Кавказского узла", предпочитают давать осторожные прогнозы в отношении того, увеличится ли количество сельских тружеников, которые посчитают нужным взять кредиты. По их мнению, процесс кредитования может активизироваться при снижении ныне существующей 14% ставки кредита. Наиболее сложный вопрос - это залоговое имущество. По известным причинам, вряд ли найдутся люди, которые в качестве залога предложат свой собственный дом, или земельный участок, в лучшем случае, собственный автомобиль, но такие явления большая редкость.
В ходе беседы с представителем "Россельхозбанка" выяснилось, что кредитное учреждение ужесточило правила при выдаче финансовых средств, стимулирующих развитие малых форм хозяйствования.
"Если раньше заемщик мог получить кредит в размере 50 тысяч рублей без поручителя, то теперь введена новация, согласно которой, при получении этой суммы наличие поручителя обязательно, и если объем кредитного ресурса превышает 50 тысяч рублей, необходимы два поручителя", - конкретизировал ситуацию банковский служащий.
Житель Владикавказа Сергей Туаев, изучающий ситуацию в сфере банковского кредитования, полагает, что таким образом банковская система намерена получить жесткие гарантии по возврату средств, исходя из того, что в практике есть случаи, как их нецелевого использования, так и внушительных задолженностей по уплате кредита. Вместе с тем, он считает, что отечественная схема кредитования должна быть максимально адаптирована к существующим реалиям, а именно - к платежеспособности населения, особенно в сельской местности - ведь именно за счет крестьянского труда создается продовольственный рынок.
"Система кредитования в западных странах серьезно отличается от отечественной, ставки кредита намного меньше, и в цивилизованных странах взаимоотношения банков с фермерами предельно отлажены, - считает собеседник агентства. - Российский земледелец не привык работать в условиях кредита, и только за последние два-три года у него появляется определенный опыт в отличие от его иностранных коллег".
Сергей Туаев также высказал предположение, что со временем произойдут какие-то изменения, и мы сможем цивильно работать не только с банками, но со страховыми структурами, потому как "созидательный труд человека могут уступить натиску стихийного бедствия".
Несмотря на то, что крупные операторы страхового рынка готовы работать с земледельцами, предложенные ими программы в полной мере не срабатывают. Как пояснил директор Северо-Осетинского филиала ОАО "Росгострах" Святослав Касабиев, компания осуществляет страхование имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей, страхование животных, принадлежащих гражданам и сельскохозяйственным товаропроизводителям, страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, принадлежащих гражданам и сельскохозяйственным товаропроизводителям.
"Например, минимальная стоимость полиса - 2 тысячи рублей, и за эту сумму можно застраховать и здание, и отделку, и товары, а также выбрать дополнительное покрытие. Это небольшая сумма, учитывая, сколько может потерять предприятие в случае непредвиденных обстоятельств: пожара, удара молнии, а также взрыва газа, употребляемого в бытовых целях, повреждений водой из водопроводных, канализационных, отопительных и противопожарных систем, стихийных бедствий", - пояснил Святослав Касабиев.
Филиал "Росгостраха" обращался к производителям продукции, и предлагал свои услуги, но конкретных ответов пока не получено. Безусловно, по мнению руководителя филиала, в условиях постоянного отсутствия свободных денежных средств у агрария заключить договор страхования не всегда представляется возможным.
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК", по мнению собеседников агентства, это действительно реальный шанс по выходу из кризиса, в котором находится сельское хозяйство. Первые шаги по реализации нацпроекта говорят о том, что постепенно из массового сознания уходит стереотип, что "сельское хозяйство - это черная дыра".
Взаимосвязь между государством и земледельцем или скотоводом становится открытой и прозрачной, в части количества вложенных средств, их конкретного направления и конечного результата, а последний, в силу специфики работы на селе, ожидается не раньше чем, через три-четыре года.
Собеседники корреспондента "Кавказского узла" пришли к выводу, что, судя по всему, уходят в прошлое времена, когда существовал советский принцип бессистемного и бесконтрольного направления государственных, по сути дела, народных денег в сельское хозяйство. Они отмечают, что медленно, но все же меняется психология людей, происходят изменения в сознании, и уже есть люди, которые хотят работать на земле, пытаются спланировать свое развитие, хотя это очень нелегко.