Премьер-министр Армении Серж Саркисян заявил, что западные страны, признав независимость Косово от Сербии, не смогут не признать права населения Нагорного Карабаха на самоопределение.
«Переговоры между Арменией и Азербайджаном по будущему Нагорного Карабаха продолжаются несколько лет. Встреча президентов двух стран в Санкт-Петербурге ни к чему не привела. Азербайджан хочет, чтобы армянские войска оставили занятую территорию вокруг Нагорного Карабаха до переговоров о статусе анклава», - заявил премьер-министр Армении Серж Саркисян.
«Решение этой проблемы основано на компромиссе, однако я не вижу никаких шагов или реакции со стороны Азербайджана. Мы сделали все, что могли», - подчеркнул Серж Саркисян. Об этом передает агентство Day.az.
Говоря о параллелях карабахского конфликта с Косово, он отметил, что западные страны, признав независимость Косово от Сербии, не смогут не признать права населения Нагорного Карабаха на самоопределение.
Как уже сообщал «Кавказский узел», по словам армянского политолога Левона Мелик-Шахназаряна, встреча в Санкт-Петербурге между президентами Армении и Азербайджана, также как и предыдущие, не привела ни к каким результатам. Политолог заверил, что, несмотря на заявления некоторых политических сил о пораженческой позиции армянских властей, в армянском обществе нет сколько-нибудь серьезных сил, готовых "продать" Нагорный Карабах.
По мнению члена правления Армянского общенационального движения Давида Шахназаряна, единственно возможный вариант разрешения проблемы - крепкое демократическое государство и гражданское общество. "В случае развития Армении в качестве демократического государства Нагорный Карабах никогда не останется в составе Азербайджана", - уверен Шахназарян.
Единственным вариантом урегулирования карабахской проблемы, по словам Давида Шахназаряна, является "поэтапный вариант", согласно которому вопрос статуса Карабаха должен быть решен в будущем. Вместо этого решаются все остальные вопросы: Карабах против определенных территорий получает от международной общественности политические и военно-технические гарантии безопасности. За этот период восстанавливаются пути сообщения, что, по оценке Шахназаряна, представляет огромную важность для Армении. "Ставить сейчас вопрос о признании статуса Арцаха равноценно тому, чтобы заявить: никаких переговоров, мы готовимся к войне", - считает Д.Шахназарян.
В противоположность ему, председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян уверен, что урегулирование надо начать именно с принятия и обеспечения независимости - статуса Карабаха. Кроме проблемы статуса "все остальные вопросы можно обсудить, причем только после утверждения статуса".
По мнению исполнительного директора фонда "Нораванк" Гагика Арутюняна, по своей сути и по геополитической логике проблема Карабаха уже решена и миссия ОБСЕ, сохранив лицо участников переговорного процесса, должным образом оформит это де-юре: была Нагорно-Карабахская область, которая в результате известных процессов превратилась в Нагорно-Карабахскую Республику.
По его словам, после развала советской системы произошли процессы, которые привели к новой геополитической ситуации. На постсоветском пространстве сформировались 15 независимых республик, шесть республик в Югославии, разделилась Чехословакия, Эритрея отделилась от Эфиопии, сегодня активно обсуждается проблема Косово.
"Факт, что после "холодной войны" вследствие серьезных геополитических потрясений сформировались новые реалии, большая часть которых зафиксирована и признана международным сообществом, а некоторые пока не получили должной юридической формулировки. Сегодня в международном аналитическом сообществе получает распространение подход, согласно которому для решения подобных проблем необходимо применять более адекватные существующим геополитическим реалиям принципы", - утверждает Арутюнян.
По его словам, акцентируется, в частности, цивилизационный фактор, в соответствии с которым следует учитывать цивилизационную принадлежность той или иной нации и отдавать предпочтение процессу воссоединения наций.
"Таким образом, пришло время распрощаться с прежней терминологией и взять на вооружение более реальные категории", - отмечает Гагик Арутюнян.