В канун приезда сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион карабахского конфликта в Карабахе обсуждают вопрос освобожденных территорий. Об этом сообщает корреспондент «Кавказского узла».
Некоторые аналитики и оппозиционные деятели в Армении говорят, что положительная оценка парламентских выборов в Армении со стороны международных наблюдателей вызвана тем, что в Армении нужна признанная легитимной власть, способная выполнить уже обговоренные решения по Карабаху. А решения эти состоят в том, что Армения соглашается на вывод войск из районов вокруг бывшей НКАО, туда вводят международные войска, возвращают беженцев, а статус бывшей НКАО оставляется «на потом».
«Армянские власти не открещиваются от того, что уже согласились на определенные компромиссы. Есть ли, все-таки, армянские политические лидеры и силы, которые могут хоть как-то объяснить живущему в Карабахе народу, почему нужно отдавать территории», - пишет KarabakhOpen.
«Территории возвращать не будут, и об этом даже не стоит говорить», заявил редактор газеты "Что делать" Мурад Петросян в своей авторской передаче на Общественном телевидении Карабаха. По мнению аналитика, речь о территориях идет только на условиях согласия Азербайджана признать независимый статус Карабаха.
Однако в последнее время власти Азербайджана не раз заявляли, что не рассматривают статус Карабаха вне территориальной целостности своей страны. А это значит, что никакого возвращения территорий не будет, - отметил Мурад Петросян.
Председатель парламентской комиссии по внешним сношениям Ваграм Атанесян считает, что позитивные оценки парламентских выборов в Армении со стороны международных наблюдателей не связаны с последними развитиями в карабахском урегулировании. Это естественно, что проигравшие на выборах партии, надежды которых не осуществились, делают всякого рода комментарии, - сказал В. Атанесян.
Тем не менее, депутат считает, что политические силы и народ Нагорного Карабаха сегодня действительно оказались перед серьезным выбором. Дело в том, что политические силы не настроены глубоко оценивать нынешний переговорный процесс, больше известный как Пражский процесс. Нельзя делать вид, что переговорный процесс и события вне Карабаха нас не касаются», - отметил председатель парламентской комиссии.
По его словам, выбор, о котором говорилось выше, состоит в следующем: будет ли исполнительная власть в Карабахе, которая будет сформирована в результате президентских выборов, партнером или оппонентом властей в Армении.
Международные посредники, в частности, сопредседательство Минской группы ОБСЕ пытаются на уровне президентов Армении и Азербайджана достичь согласия хотя бы по основным принципам урегулирования. Эти принципы известны, они были озвучены год назад главами стран-сопредседателей, а потом уже — на уровне министров иностранных дел большой восьмерки.
Политические силы НКР высказали свои позиции по карабахскому конфликту во время парламентских слушаний 2006 года, по итогам которых парламентские партии приняли совместное заявление. За ним последовало заключение парламента. Есть также официальная позиция государства, однако, по мнению депутата, все вопросы, обсуждаемые в ходе переговорного процесса, должны стать предметом публичных, открытых дискуссий.
Я лично считаю, что статус НКР и судьбу территорий вокруг бывшей НКАО должен решать народ НКР, поскольку только он уполномочен на это. Что касается переговоров между Арменией и Азербайджаном, то, как признанные государства, они имеют множество проблем, связанных с границами, экологией, коммуникациями, которые необходимо обсуждать и решать. Я считаю, что в переговорном процессе должны быть две составляющие: первое — замороженные с 1988 межгосударственные отношения Армении и Азербайджана, второе — проблема НКР, провозглашенной на территории бывшей Аз.ССР и подтвердившей свой суверенитет принятием Конституции, - отметил В. Атанесян.
Представления о том, что сдача территорий Низинного Карабаха как условия так называемого урегулирования позволит сохранить мир и утвердить восточные границы Армении - совершенная чушь, и если армянское руководство в это верит, то наступает, действительно, «момент истины». Власти пытаются либо отвлечь нацию от этой проблемы, либо запугать войной. И то, и другое - ни что иное, как средство удержания власти, - считает политолог Игорь Мурадян.