00:43 / 19.06.2007М.Гассиев: беженцев из Грузии обустроят на территории Южной Осетии

20 июня отмечается Международный день беженца. В течение ряда лет он не чужд и для Республики Южная Осетия. О проблемах беженцев, о путях их решения, сложностях и успехах в этом вопросе - интервью с заместителем министра по особым делам Республики Южная Осетия Махаром Гассиевым.

- Махар Кимаевич, чем знаменателен Международный день беженца?

- Международный день беженца учрежден Генеральной ассамблеей Организацией Объединенных Наций с тем, чтобы признать и оценить вклад беженцев по всему миру. Мы же начали отмечать его сравнительно недавно. Этот день - лишний повод напомнить, что есть у нас, к сожалению, категория населения, требующая особой заботы и поддержки. В результате агрессии Грузии против Южной Осетии, а также геноцида осетинского населения Грузии, в Южной Осетии было зарегистрировано более 15 тысяч человек. Это люди, которые ранее проживали в 117 сожженных осетинских селах Южной Осетии, а также с территории Грузии. Они в настоящее время преимущественно проживают в коллективных центрах и других местах временного проживания.

Хотел бы подчеркнуть, что этот день не является праздником, ибо как можно праздновать день, когда в одночасье ни в чем не повинные люди остаются без крова, без имущества, без средств к существованию? Я уже не говорю, что из многих больших семей беженцев на сегодняшний день в живых осталось лишь по 1-2 человека. Это, конечно, трагедия, боль, и 20 июня является еще одним поводом напомнить миру об этой боли.

- Какие мероприятия планируются в Южной Осетии в связи с этой датой?

- 20 июня наше ведомство, как и в прежние годы, отметит этот день сообразно нашим скромным возможностям. Если в прежние годы мы проводили концерты для детей и представлений для пожилых малоимущих беженцев, то в этом году мы решили применить новшество, отметив этот день в коллективных центрах временного проживания беженцев. Здесь будут проведены концерты, конкурсы, викторины и другие развлекательные мероприятия силами самих детей из семей беженцев. Верховный комиссар ООН по делам беженцев г-н Антониу Гутерриш ежегодно обращается с посланием к беженцам. Это касается и наших, осетинских беженцев, тем более, что он побывал в Южной Осетии.

- Какова практическая помощь со стороны УВКБ ООН?

- За период с 1997 года по настоящее время местными органами власти РЮО при партнерском участии УВКБ ООН, Норвежским советом по беженцам и другими международными организациями беженцам оказана первичная помощь в восстановлении сожженного и разрушенного жилья, построены блочные дома, розданы стандартные наборы стройматериалов. При возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в места прежнего проживания, их обеспечивают товарами первой необходимости. Также ежегодно наши наиболее остро нуждающиеся ВПЛ получают помощь топливными дровами, печками. Год назад Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш во время своего визита посетил коллективные центры, пообщался с беженцами Южной Осетии. Он знает их боль, их нужды и чаяния. Я бы хотел подчеркнуть, что благодаря его личному участию, в этом году будет оказана помощь в обустройстве категории беженцев, которые проживают в коллективных центрах. В основном это бывшие жители Грузии, которым до сегодняшнего дня не была оказана существенная помощь.

Помимо этого, с помощью УВКБ ООН в этом году планируем проведение перерегистрации беженцев и вынужденных переселенцев в Южной Осетии, причем это мероприятие будет проходить с использованием новейших международных стандартов.

Также будет продолжена работа по возвращению ВПЛ в места прежнего постоянного проживания.

Хотел бы еще отметить, пользуясь случаем, что впервые в этом году УВКБ ООН приступит к строительству четырехквартирных домов для беженцев, которые проживают в коллективных центрах.

Не могу не поблагодарить и Красный Крест за помощь в ремонте коллективных центров, которые в течение многих лет пришли в бедственное положение. Благодаря же Красному Кресту, социально-бытовые условия здесь ощутимо улучшились.

Параллельно с международными организациями решением проблем беженцев и вынужденных переселенцев занимается наше Правительство. Так в текущем году запланировано обустройство определенного количества семей беженцев из Грузии, на территории Южной Осетии.

- Какие изменения произошли в последние годы в работе с беженцами?

- К сожалению, изменение только отрицательное. Если до 2004 года у людей была надежда на улучшение отношений с Грузией и на возвращение осетин из сожженных сел Южной Осетии к родным очагам и решение вопроса реституции утраченного имущества, то политика Грузии, проводимая после 2004 года, не дает ни малейшего основания для таких надежд. К примеру, если до 2004 года мы вернули людей в некоторые югоосетинские села (Мамитикау, Курта, Тамарашени и другие), то в 2004 году они были снова изгнаны, их имущество разграблено, а жилища, построенные УВКБ ООН после 1992 года, снова разрушены грузинами.

Другим отрицательным моментом является то, что из Грузии снова потянулся поток беженцев осетинской национальности, которые обращаются к нам с заявлениями зарегистрировать их здесь в качестве беженцев. Причиной этого является то, что они подвергаются притеснениям и оскорблениям, им не дают работу, не дают продолжить образование в вузах, словом - создают невыносимые условия жизни. Вследствие этого эти люди не видят своего будущего в Грузии и покидают ее. Этот процесс в последние 1-2 года резко активизировался.

- Грузинская сторона приняла закон о реституции. Как работает этот закон на деле?

- Ни одно предложение международных экспертов не было учтено при принятии этого закона, несмотря на то, что законопроект пересматривали 8-9 раз, и этот процесс продолжался несколько лет. Закон реально, конечно же, никакой пользы беженцам не приносит, ибо целенаправленно составлен таким образом, что не дает реальной возможности для имущественной реституции ни одному осетинскому беженцу из Грузии. Если под работой закона подразумевать обеспечение имущественной реабилитации беженцев, то можно с полной уверенностью сказать, что этот закон не работает. Нет ни единого случая, когда в соответствии с этим законом беженец осетинской национальности из сожженных осетинских сел Южной Осетии или Грузии получил утраченное имущество полностью или частично, либо же компенсацию за него.

Автор:Георгий Ванеев, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>