Южная Осетия постоянно выступает с заявлениями о том, что грузинская сторона строит военные сооружения в зоне конфликта и занимает высоты вокруг Цхинвала. Является ли это подготовкой новой военной кампании? С этим вопросом корреспондент "Кавказского узла" обратился к военному эксперту Ираклию Аладашвили.
"Ни о какой подготовке военной компании речи не может идти. Грузия официально заявила, что ее цель вхождение в НАТО на данном этапе и любое обострение в зоне конфликта, Грузии элементарно не выгодно. Правительство Грузии всеми силами избегает провокации и ведет переговорный процесс по урегулированию", - ответил Аладашвили.
"Кавказкий узел": Осетинская сторона заявляет, что Тбилиси нарушает договоренности о прекращении возведения фортификационных сооружений в зоне конфликта с Южной Осетией. Насколько это соответствует действительности и что происходит на самом деле?
Аладашвили: Если Вы побываете в зоне конфликта, то заметите, что на горах, окружающих долину Диди Лиахви, где расположены грузинские села, стоят доты осетинских военных формирований, которые видны невооруженным взглядом. Именно с них обстреливаются грузинские села. Мониторинговая группа установила наличие окопов на участке Эриби-Хейты и в других местах.
Мне хочется подчеркнуть, что грузинская сторона постоянно выступает за демилитаризацию региона конфликта, власти же Южной Осетии на демилитаризацию не идут.
"Кавказкий узел": Есть ли в регионе Цхинвали тяжелая военная техника?
Аладашвили: У грузин тяжелой техники нет. Власти Цхинвали имеют тяжелую технику, но она дислоцирована в Джавском регионе, который официально не считается зоной конфликта. Но в случае необходимости тяжелую технику доставляют в цхинвальский регион по объездной дороге. Это подтверждено группой мониторинга, которая обнаружила тяжелую технику не так давно. Известно, что по группе мониторинга был открыт огонь.
С теми же вопросами журналист "Кавказкого узла" обратился к политологу Паате Закареишвили, но он заявил, что у него нет информации по этому вопросу.
Напомним, что в соответствии с Соглашением "Об основных принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта", подписанном 26 июня 1992 года тогдашними президентом России Борисом Ельциным и главой Республики Грузия Эдуардом Шеварднадзе, а также последующими решениями Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК), в зоне конфликта (другие наименования - зона безопасности, зона ответственности миротворческих сил) не допускается нахождение тяжелой военной техники, любых вооруженных подразделений сторон без согласования со Смешанной контрольной комиссией по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК) и Объединенным военным командованием Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта (ССПМ), кроме местных правоохранительных органов и миротворцев.
Также над территорией зоны конфликта запрещены несанкционированные пролеты летательных аппаратов. Те посты силовых структур сторон, которые размещены в зоне конфликта без соответствующего решения СКК, называются незаконными. Как известно, упомянутые соглашения подписаны в международном формате и обязательны к соблюдению независимо от положений внутреннего законодательства сторон-участниц.