Пятнадцатый день в столицу Южной Осетии не поступает питьевая вода по водоводу Едис-Цхинвал, так как в селах севернее Цхинвала, контролируемых подразделениями МВД Грузии, водовод имеет множественные серьезные повреждения, из которых вода вытекает на землю, не доходя до города.
Как справляются жители Цхинвала с отсутствием водопроводной воды, как преодолевают трудности, какие чувства испытывают, как оценивают и комментируют ситуацию, какой прогноз имеют насчет разрешения кризиса – об этом они рассказали собственному корреспонденту «Кавказского узла».
Лидия Валиева, пенсионерка: «В наш двор воду первые два дня воду не возили. Тогда стояла очень сильная жара, и мне было совсем плохо. Я одинокая старая женщина, и постоянно переживаю. Хотя у меня дома вода была, я боялась, и думала, как я буду, когда она кончится? На третий день вода у меня кончилась, и соседи дали мне одно ведро. В тот же вечер к нам первый раз привезли на цистерне, и я набрала, сколько мне нужно, а нужно мне немного. Когда уже начали регулярно возить, я уже успокоилась. Даже если один день не привезут, то я все равно не нервничаю, потому что на следующий день обязательно привезут, дай Бог им здоровья».
Андрей Парастаев, таксист: «У меня есть машина, и я каждый день вожу воду из Тбета. Наша улица маленькая, поэтому нельзя забывать и соседей. Конечно, это накладно. Бензин дорогой, от дневной выручки мало что остается. Но что поделать: надо привыкать, потому что Грузия блокаду еще снимет не скоро».
Лариса Цховребова, педагог: «Главное, что обнадеживает – это репортажи из Егра, где нашли чистую воду. Говорят, что если тамошний источник запустят, то можно будет воду подавать не по часам, а постоянно (из-за недостаточного дебета воды в Едисском источнике, вода по водоводу «Едис-Цхинвал» в Цхинвал до водной блокады подавалась лишь два раза в день – утром и вечером – примечание "Кавказского узла")».
Анжела Санакоева, студентка: «Я живу на восьмом этаже.Вода к нам и так не поднималась, приходилось таскать с дворового крана. А теперь приходится таскать не только восемь этажей, но еще и из родника за городом. В день с подружками хожу иногда два, а иногда и три раза».
Василий Джиоев, временно не работает: «Вчера меня жена затеяла большую стирку. И я с двумя ведрами пешком сделал восемь рейсов. Наше правительство провело обводную дорогу через Зар, начало строительство ЛЭП, газопровода, но почему-то никому в голову не могло прийти, что Саакашвили перекроет нам и воду».
Инал Дзагоев, ветеринар: «Воду нам привозят не регулярно, но зато много. С этим проблем нет, но я все равно очень встревожен: африканская чума привела к массовой гибели свиней в Сванетии, Джавахетии, Аджарии, Тбилиси, Кахетии, Квемо-Картли и других регионах Грузии. Погибло около двадцати тысяч голов. Из-за перекрытия воды здесь бороться с болезнью будет труднее. Как врач-ветеринар и как гражданин я очень возмущен действиями Грузии».
«Кавказский узел» ранее сообщал, что посол МИД РФ по особым поручениям, сопредседатель российской части Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) Юрий Попов заявил сегодня, что в скором времени жители столицы Южной Осетии будут иметь возможность пользоваться питьевой водой неограниченно.
Сегодня грузинская сторона сообщила, что водопровод Эдиси-Цхинвал на отрезке Транскама Кехви-Тамарашени был починен еще вчера. На ремонтные работы ушло всего два дня. В Цхинвал же вода не поступала с 24 мая. Грузинские полицейские не допускали до места повреждения водопровода ни ремонтные бригады, ни мониторинговые группы, ни представителей Миссии ОБСЕ. Цхинвал находился в водной блокаде две недели.
Однако, по сообщению корреспондента "Кавказского узла", Международная мониторинговая группа опровергает эти сведения и заявляет, что «водовод Едис-Цхинвал грузинской стороной не отремонтирован и к работе не готов».
По этому вопросу 6 июня был проведен международный мониторинг с участием военных наблюдателей от России, Грузии и Северной Осетии, а также офицеров по военному мониторингу ОБСЕ.
Напомним, что юго-осетинская сторона также имела техническую возможность в качестве ответной меры перекрыть поступление питьевой и оросительной воды в грузинские села Южной Осетии, а также для всего Горийского района (так как водные коммуникации берут начало в Джавском районе Южной Осетии, который находится за пределами зоны конфликта), однако не делала этого в течение десяти дней. 3 июня была перекрыта оросительная вода для грузинской стороны, а 4 июня юго-осетинская сторона объявила о перекрытии питьевой воды.
Примечание редакции: см. также новость "В Южной Осетии вода в водопроводе появится завтра".