Верховный суд Северной Осетии вчера вынес приговор осетину Станиславу Елоеву, который в 1994 году расстрелял двух уроженцев Чечни. Мотивом преступления стала национальная неприязнь. Суд не стал слишком строго наказывать обвиняемого, учитывая, что тот воевал в Чечне и получил тяжелые ранения, пишет сегодня «Коммерсант».
В зал судебных заседаний 38-летний Станислав Елоев вошел без наручников. Милицейский конвой спокойно сопровождал обвиняемого и даже старался обращаться с ним обходительно, поскольку он является инвалидом первой группы. На оглашение приговора судье Валерию Джиоеву потребовалось менее часа, и обвиняемый, несмотря на больную ногу, смог выстоять все судебное заседание.
Как следует из материалов уголовного дела, 11 апреля 1994 года Станислав Елоев вместе с двумя односельчанами — Юрием Отливным и Казбеком Харебовым — вышли на охрану села Ольгинское Правобережного района Северной Осетии от проникновения вооруженных групп со стороны административной границы с Ингушетией. После проверки фруктовых садов, прилегающих к селу, дружинники решили вернуться в село. Выйдя на федеральную трассу "Кавказ", они остановили "Волгу", в которой находились жители Чечни Хапрван Сабиев и Русланбек Мусаев. По дороге между ними возник эмоциональный разговор, в ходе которого чеченцы обвинили дружинников в том, что осетины препятствуют работе Конфедерации горских народов Кавказа. Узнав о национальной принадлежности Сабиева и Мусаева, Станислав Елоев пришел в ярость и решил отомстить им за родного и двоюродного братьев, жестоко убитых ингушскими боевиками в декабре 1992 года. Их заживо сожгли спустя месяц после окончания осетино-ингушского конфликта — 8 декабря 1992 года, сообщает «Коммерсант».
Свидетели Отливной и Харебов пытались убедить своего товарища в том, что чеченцы не должны отвечать за действия ингушей, но тот не стал их слушать, сказав, что ему все равно. Обвиняемый Елоев приказал остановить машину и высадил чеченцев, а своим приятелям велел дожидаться его в салоне. Расстреляв чеченцев из автомата, Станислав Елоев зарыл их трупы в канаве.
"Волгу" чеченцев Станислав Елоев решил передать односельчанину, но когда тот узнал, что автомобиль числится в розыске, отогнал его в райотдел внутренних дел. Другие ценные вещи убитых, в том числе и $21 тыс., осетины не взяли.
Спустя некоторое время правоохранительные органы вышли на убийцу и задержали его. Господин Елоев сотрудничал со следствием, но при этом утверждал, что не отдавал себе отчета в совершаемом на почве кровной мести преступлении, поскольку находился в состоянии аффекта. Следователи не стали арестовывать Станислава Елоева и под подписку о невыезде отпустили домой.
Однако вскоре он, не уведомив следователей, поменял место жительства и перебрался в соседний Ставропольский край, где обосновался в селе Александровском. 1 марта 1996 года Станислав Елоев, заключив контракт с Минобороны, отправился воевать в Чечню. В августе того же года в ходе боев в Грозном военнослужащий Елоев получил тяжелые ранения головы и тела. Врачи смогли сохранить ему жизнь, но Станислав Елоев навсегда остался инвалидом. После ранения он сильно прихрамывает на ногу, у него была снижена умственная работоспособность и наблюдались другие "неврологические симптомы".
«Коммерсант» пишет, что, вернувшись в Александровское, Станислав Елоев не скрывался от сотрудников правоохранительных органов. Милиция и прокуратура "вспомнили" о нем только в октябре прошлого года. Станислав Елоев был задержан и этапирован во Владикавказ.
Во время новой фазы следственных действий Елоев раскаялся в содеянном преступлении и продолжал активно сотрудничать с прокуратурой. На суде адвокат обвиняемого просила учесть это обстоятельство, а также тот факт, что с тех пор ее подзащитный не совершал противоправных действий. Защита Станислава Елоева просила суд освободить его от наказания в связи с истечением срока давности по совершенному преступлению.
Суд не согласился с этими доводами, но при этом учел ряд смягчающих обстоятельств, в том числе инвалидность подсудимого, и приговорил Станислава Елоева к десяти годам колонии общего режима. Резолютивную часть приговора подсудимый выслушал спокойно. Он собирается обжаловать приговор.