18:26 / 12.03.2007Дудиева: прокуратура смотрит на заявления «Голоса Беслана» сквозь пальцы

Вчера общественная организация «Голос Беслана» направила президенту РФ и в Генпрокуратуру заявление с требованием наказать должностных лиц, причастных к допущению гибели заложников в Беслане.

В новом заявлении потерпевшие отмечают, что "доказательно не установлено, кто организовал, спланировал и подготовил" теракт в Беслане, а также не выяснено точное количество боевиков и их пособников. Выводы следствия о том, что одним из организаторов захвата заложников являлся президент Ичкерии Аслан Масхадов, по их мнению, являются голословными.

В частности, в ходатайстве фигурируют имена бывшего руководителя УФСБ РСО Валерия Андреева, руководителя центра спецназначений ФСБ РФ генерала Алексея Тихонова и тогдашнего президента Северной Осетии Александра Дзасохова. Все трое обвиняются в халатности и превышении должностных полномочий. О том, стоит ли ждать на этот раз реакции властей на обращение потерпевших в Беслане, корреспонденту «Кавказского узла» рассказала председатель Комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева.

- О чем говорится в новом заявлении «Голоса Беслана»? Изменились ли требования потерпевших в отношении проведенного расследования?

- Это обращение, прежде всего, к Путину, Генпрокурору Чайке и к замгенпрокурору по Южному федеральному округу Ивану Сыдоруку. В общем, содержание этого заявления такое же, какое было и у ходатайства, поданного нами в прошлом году, сразу после окончания судебного процесса над Кулаевым. Ходатайство по поводу привлечения к уголовной ответственности членов оперативного штаба. Организация «Голос Беслана» подала более развернутое заявление с приведением показаний свидетелей, заложников, потерпевших. Основное требование – привлечение к уголовной ответственности должностных лиц, которые должны нести ответственность за трагедию, допустившие этот террористический акт. Также как и лица, которые не приняли должных действий и мер по спасению заложников.

- У «Голоса Беслана» появились новые доказательства виновности в трагедии должностных лиц?

- Новых доказательств никаких нет. Два года мы говорим об одних и тех же свидетельских показаниях, мы говорим об одних и тех же фактах. Только все дело в том, что и Генпрокуратура, и президент Путин смотрят сквозь пальцы на все наши ходатайства, заявления. Организация «Голос Беслана» решила тоже написать подобное заявление. Я думаю, что они правомочны это делать. Подобные заявления нужны для того, чтобы все знали, что мы не намерены отступать. Если и в этот раз будут проигнорированы обращения потерпевших в Беслане, то мы будем иметь полное право обращаться в Европейский суд по правам человека, потому что были попраны права наших детей, а теперь попираются наши права, как потерпевших, на объективное расследование.

- Была ли какая-то реакция со стороны властей на предыдущие обращения общественных организаций Беслана?

- На предыдущие наши заявления не было реакции. Были отписки о том, что все приведенные нами доводы будут рассмотрены в основном деле по теракту. Которое теперь уже продлено до первого апреля. Я думаю, что осталось совсем немного времени. И если прокуратура в очередной раз перенесет сроки рассмотрения дела без каких-либо объяснений, то чаша терпения пострадавших переполнится. Прокуратура навредит сама себе.

Уже прошло более двух лет со дня трагедии и до сих пор не ясно, кто же давал приказ оперативному штабу стрелять из танков, огнеметов. Не названы фамилии тех людей, которые принимали эти решения, не привлечены к уголовной ответственности лица, которые не тушили пожар, не дает никаких объяснений бывший президент республики Дзасохов. Понимаете, тут такой парадокс, что все лица, которые должны понести ответственность, ушли на повышение, генералам подкинуты звездочки. Люди повышены в званиях, а никак не наказаны.

- Вы считаете, что на этот раз Генпрокуратура все-таки отреагирует на ходатайство потерпевших?

- Мы ожидаем, что Генпрокуратура все-таки должна заняться бездействием оперативного штаба. Сейчас первую ситуационную экспертизу, которая была назначена сразу после теракта, а после признана незаконной, дублирует вторая ситуационная экспертиза. Мы считаем, что действия оперативного штаба должны быть расследованы в рамках следствия, должна быть проведена следственная работа, и действия должностных лиц должны быть оценены по закону. Есть статья «Халатность», есть статья «Превышение должностных полномочий». Все должностные лица, которых мы перечисляем, должны быть оценены с точки зрения этих статей УК. Закон одинаков для всех, от простого жителя страны, рядового милиционера до генерала и президента.

Автор:Александра Кондрашева, корреспондент "Кавказского узла"