14:49 / 08.03.2007Московский суд отклонил иск родителей убитого на Северном Кавказе солдата

Лефортовский районный суд г. Москвы отклонил иск, поданный правозащитным фондом "Право матери" от имени родителей убитого на границе Северной Осетии и Ингушетии солдата Александра Макматова. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщила пресс-секретарь фонда Анна Каширцева. Напомним: правозащитницы требовали, чтобы войсковая часть № 3754 МВД РФ возместила родителям погибшего моральный ущерб, нанесенный им смертью сына.

"Мотивов своего решения судья не объяснила. Она выслушала мнение сторон и приняла такое постановление. Пока оглашена только резолютивная часть, в которой просто сказано, что иск отклонен. Но, в любом случае, мы настроены на обжалование этого решение", - заявила Анна Каширцева.

Александр Макматов, 1976 года рождения, был призван в армию 24 июня 1995 года. Он проходил службу в воинской части № 3754 (поселок Чермен Пригородного района Республики Северная Осетия) МВД РФ на заставе, расположенной на административной границе Северной Осетии и Ингушетии. 18 июня 1996 года на полевой караул, в котором молодой человек нес службу, напали неустановленные вооруженные лица. Завязался бой, в ходе которого рядовой Александр Макматов вместе с семью его сослуживцами погиб.

"Ранее, мы судились по другому мальчику, Отару Гвианошвили погибшему в той ситуации вместе Макматовым. Тоже было в иске отказано. Поэтому, сейчас мы были готовы, что возможен снова отказ", - поясняет пресс-секретарь.

По словам Каширцевой, сложилась практика, когда судьи при рассмотрении заявлений о компенсации морального вреда, причиненного родителям убийством их детей во время службы в армии, "не хотят признавать, что командование воинской части несет ответственность за свой личный состав, любят отсылать с претензиями к непосредственным причинителям вреда", то есть к самим убийцам. А эти лица - как и в деле А. Макматова - часто не установлены.

"Не вина родителей, что следствие не установило убийц. Для судей, особенно в московских судах, это стало постоянной "отмазкой" для того, чтобы не удовлетворять иски о компенсации морального вреда к войсковым частям, - заявляет сотрудница фонда "Право матери". - Это не первый случай. Особенно это распространено в исках по Северному Кавказу, где Чечня, Ингушетия, Северная Осетия ... - в "горячих точках" очень часто не устанавливают непосредственных причинителей вреда".

В исковом заявлении родители погибшего Александра Макматова приводят отрывок из его письма, написанного за пять дней до трагедии. "Начальник караула, - пишет Александр, - младший лейтенант, связался с ингушами, пил с ними в караулке и продал им пулемет, когда один из ингушей выносил пулемет, его увидели солдаты. Один из солдат подбежал и ударил ингуша прикладом. Лейтенант почувствовал, что что-то не так, вывел 4-х ингушей на дорогу, уложил на дорогу и перестрелял с пулемета. После этого случая убрали оттуда караул, на следующий день заставу уже сожгли, а на месте, где расстреляли ингушей, лежали цветы". Эти сведения подтверждаются и материалами уголовного дела, сообщают Грани.ру.

Расстрелянные местные жители, по данным семьи Макматовых, были убиты младшим лейтенантом Бодровниковым. Через несколько дней после совершенного им преступления, неизвестные устроили засаду на полевой караул и расстреляли его из трех гранатометов типа "Муха", писали в фонд "Право матери" родители погибшего Саши Макматова.

Впоследствии, как утверждает фонд "Право матери", в ходе служебного расследования было установлено, что командиры частей № 3754 и № 3748 не смогли достичь согласованности, отдавая команды военнослужащим, принимающим бой, а солдаты были плохо подготовлены к ведению боевых действий. Командиры этих частей согласились с результатами служебного расследования.

"В деле Отара Гвианошвили мы не смогли подать кассационную жалобу - его родители перестали выходить с нами на связь, - продолжает пресс-секретарь правозащитной организации. - Может быть, суд их "доканал". Очень тяжело ходить по судам таким родителям. Они после гибели сыновей часто становятся инвалидами, у них возникает куча проблем со здоровьем и в социальной сфере. Не все могут достаточно быстро адаптироваться к той ситуации, когда они пережили своих уже выращенных детей. Судебное поражение воспринимается такими матерями и отцами как очень большая несправедливость по отношению к ним. Потому, что их дети пошли честным образом в армию и отдали свой долг Родине. Но потом тяжело доказать в судах, что было бездарное командование, бардак в этой горячей точке, и поэтому люди погибли, а не потому, что они плохие солдаты".

Автор:Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>